За нарушение законодательства об обращениях граждан



Часть 1 статьи 40 Конституции Республики Беларусь определяет, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Частью второй этой же статьи на государственные органы, а также на должностных лиц возложена обязанность по рассмотрению обращений в установленный законом срок.

Работа с обращениями граждан в прокуратуре Поставского района занимает  одно из ключевых мест наряду с поддержанием государственного обвинения в суде, осуществлением надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также соблюдением законодательства при их исполнении.

Только за истекший период 2014 года в прокуратуре района рассмотрено более 29 письменных обращений граждан и 20 обращений субъектов хозяйствования. Основное количество обращений поступило по вопросам деятельности органов следствия и дознания. Также поступали обращения по вопросам надзора за исполнением законодательства о труде, об административной ответственности, по вопросам соблюдения законодательства о несовершеннолетних, природоохранного законодательства.

Прокурорские работники осуществляют личный прием граждан как в здании прокуратуры, так и с выездом в различные организации, на предприятия, в учреждения района, на котором в случае усмотрения в устном обращении граждан сведений, указывающих на нарушение их прав и свобод, принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.

В реальности встречаются случаи нерассмотрения или ненадлежащего рассмотрения обращений граждан, выявляются факты пренебрежительного или безразличного отношения к судьбам людей, а чтобы предотвратить такие факты, прокуратура проводит проверки соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц. Ни один факт нарушения требований вышеуказанного законодательства со стороны государственного органа или должностного лица не остается без внимания. При выявлении случаев нарушения требований законодательства об обращениях граждан и юридических лиц прокурору предоставлено право составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП Республики Беларусь. Также прокурор имеет право привлечь соответствующее лицо, нарушившее требование законодательства об обращениях граждан, к дисциплинарной ответственности.

Следует отметить, что административное законодательство служит определенным гарантом по защите и восстановлению прав граждан от действий должностных лиц, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по рассмотрению обращений.

Так, в частности, за отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя санкция статьи 9.13 КоАП Республики Беларусь предусматривает административное взыскание в виде штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Необходимо отметить, что встречаются случаи, когда, к примеру, потребитель требует от продавца предоставления ему книги замечаний и предложений для внесения в нее записи о ненадлежащим качестве товара, о нетактичном поведении продавца конкретного магазина, но, не дождавшись книги замечаний и предложений, просто уходит. В вышеуказанном случае на стороне добросовестного гражданина стоит закон.

Так, санкцией статьи 9.24 КоАП Республики Беларусь установлена ответственность за отсутствие книги замечаний и предложений либо за непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Статья 24 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З  «Об обращениях граждан и юридических лиц» указывает, что отказ в предоставлении книги замечаний и предложений может быть обжалован в вышестоящую организацию, а после обжалования в вышестоящую организацию — в суд.

Для решения вопроса о начале административного процесса в отношении лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений, необходимо обратиться к уполномоченному органу для составления протокола об административном правонарушении, к которым относятся: органы внутренних дел, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговые органы.

Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» определяет, что состояние работы с гражданами является одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов, поэтому для того чтобы общество положительно оценивало деятельность конкретного государственного органа, необходимо, чтобы работа по рассмотрению обращений граждан была организована на высоком уровне.

М. ЛАВДАНСКИЙ,

старший помощник прокурора

Поставского района, юрист 3 класса. 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.