Главный источник бюджета — эффективная экономика

Местная власть


(Из доклада начальника финансового отдела райисполкома Л. М. ШЕЦКО о ходе исполнения бюджета района за 2014 год и проекте бюджета на 2015 год)

Подводя предварительные итоги очередного финансового года, следует отметить, что, несмотря на непростые условия работы экономики, основные параметры районного бюджета будут выполнены. Удалось привлечь дополнительные доходы в сумме 18,7 млрд рублей, которые обеспечены в основном за счет налога на прибыль организаций коммунальной собственности, повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность, доходов от использования государственного имущества (в основном от размещения временно свободных средств бюджета на депозитных счетах банков), доходов от приватизации жилья.

Проблемы в наполнении республиканского бюджета повлекли сокращение суммы дотации, передаваемой в районный бюджет, в размере 2,3 млрд рублей. В целом по области объем сокращения дотации составил 105 млрд рублей. Сокращение дотации нашему району составило всего лишь 2% от общего объема сокращения.

По ожидаемой оценке в 2014 году бюджет района получит собственных доходов в сумме около 170 млрд рублей, что составляет 112% к первоначально утвержденному плану доходов, а к уровню 2013 года поступления возрасли на 18%.

Полученные сверх плана доходы направлены на финансирование дополнительной потребности бюджета района на выплату заработной платы, коммунальные услуги, питание, медикаменты, трансферты и другие текущие расходы в бюджетном секторе — 2,7 млрд рублей; помощь агропромышленному комплексу — 4 млрд; обслуживание облигаций — 5,3 млрд; строительство жилья и инфраструктуры к районам жилой застройки — 1,8 млрд;  ремонт улиц — 3,9 млрд; текущее содержание объектов благоустройства — 1 млрд рублей.

Для компенсации снижения дотации из республиканского бюджета были приняты меры по оптимизации не первоочередных расходов и экономии бюджетных средств.

Проблемными остаются вопросы сокращения задолженности перед бюджетом. Задолженность организаций по перечислению в бюджет удержанных с физических лиц сумм подоходного налога на 1.12.2014 года составила 6,4 млрд рублей. Её имеют 11 предприятий, из них 7 — сельхозорганизации.

Задолженность сельскохозяйственных организаций по средствам, предоставленным из районного бюджета на возвратной основе, составила за 11 месяцев 2014 года 47,2 млрд рублей. Из них: основной долг по ссудам и займам — 20,9 млрд рублей, долг по исполненным гарантиям — 473 млн рублей, по пене, начисленной за несвоевременный возврат долгов, — 26,3 млрд рублей. За истекший период 2014 года сельхозорганизациями восстановлено в бюджет ссуд и займов всего 2,7 млрд рублей.

Общий долг района (прямой и гарантированный) составляет 300,5 млрд рублей, или 92,5% по отношению к планируемым доходам, что превышает предельный уровень бюджетной безопасности.

Для сохранения устойчивости бюджета района необходимо продолжить реализацию комплекса мер по сокращению долга, а выдачу новых гарантий райисполкома производить только в пределах сумм возвращаемых кредитов. Организации обязаны самостоятельно обслуживать кредитные линии, выданные под гарантии исполкома.

В 2014 году обеспечено бездефицитное исполнение бюджета района, сохранена его социальная направленность. Общая сумма расходов бюджета за январь-ноябрь составила 286,4 млрд рублей. При этом основная часть средств направлена на финансирование бюджетного сектора, социальная составляющая которого в объеме бюджета района составила 65 процентов, или 187 млрд рублей.

Обеспечены своевременная выплата заработной платы в бюджетной сфере и исполнение базовых социальных обязательств. Профинансированы расходы на подготовку жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. Оказана существенная государственная помощь в развитии сельского хозяйства, субсидировании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, на ремонт местных дорог и по другим направлениям.

Проект бюджета района на 2015 год разработан на основе прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь с учетом изменения бюджетно-налогового законодательства и исходя из оценки исполнения бюджета в 2014 году. В основу формирования бюджета положены следующие концептуальные особенности. Прежде всего это устойчивость формирования доходной базы бюджета и сбалансированность расходов с доходами. Третья особенность — выраженная социальная направленность бюджета. Приоритетами бюджетного финансирования являются направление средств на содержание и развитие социальной сферы, оказание финансовой поддержки отдельным социально важным отраслям экономики и категориям граждан. При формировании бюджета 2015 года в конкретных суммах определены первоочередные расходы, так называемые социально-защищенные обязательства, объем которых не подлежит изменению при утверждении и исполнении бюджета. К таким расходам относятся средства на выплату заработной платы с начислениями, оплату медикаментов, продуктов питания, коммунальных услуг, обслуживание долга органов местного управления, субсидии на транспортные и жилищно-коммунальные услуги, трансферты населению. В бюджете района эти расходы составят 91%, или 327 млрд рублей.

Пакет налоговых изменений в 2015 году не предполагает роста налоговой нагрузки на экономику, ставки по основным налогам (налогу на прибыль и на добавленную стоимость) сохранены на действующем уровне (18 и 20 процентов соответственно).

В то же время в проекте бюджета предусмотрен рост ставки подоходного налога для физических лиц с 12 до 13 процентов. Расчетные показатели также учитывают погашение задолженности организаций перед бюджетом по фактически удержанному налогу.

В сумму доходов бюджета на 2015 год максимально включены дополнительные поступления за счет реализации прав Советов депутатов на увеличение ставок налогов на собственность в 2,5 раза.

В 2015 году будет продолжена практика повышения ставки налога на недвижимость в 5 раз по неэффективно используемому имуществу.

Сумма собственных доходов местного бюджета района (без учета безвозмездных поступлений из республиканского бюджета) на 2015 год прогнозируется в объеме 193 млрд 143 млн рублей с ростом к ожидаемой оценке доходов 2014 года на 13%. Объем доходов районного бюджета составит 186 млрд 413 млн рублей. Будет сохранена сложившаяся структура доходов бюджета. Его основными источниками станут: подоходный налог с физических лиц (52% от общей суммы доходов), НДС (14,5%), налоги на собственность (10,1%), налог на прибыль (5%).

В 2015 году сохраняется перечень местных налогов, которые устанавливаются на территории области решением облисполкома: налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей.

При формировании бюджетов первичного уровня сохранена действующая практика по их укреплению. Доля собственных и закрепленных доходов в бюджетах сельских Советов составит 80% (6,7 млрд рублей), дотация из районного бюджета — 20% (1,7 млрд рублей). В бюджеты будет зачисляться 17 доходных источников.

Местным органам управления первичного уровня совместно со старейшинами и населением следует продолжить практику привлечения добровольных взносов граждан в виде самообложения. Указанные средства должны аккумулироваться в бюджете как дополнительный источник софинансирования в решении вопросов жизнеобеспечения населения.

Для сбалансированности местного бюджета предусматриваются безвозмездные поступления из республиканского бюджета в сумме 165 млрд 349 млн рублей. Дотация составит 46,1% в общем объеме доходов.

В целом доходы по бюджету района на 2015 год с учетом безвозмездных поступлений составят 358 млрд 413 млн рублей.

Бюджет района на 2015 год сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 400 миллионов рублей для исполнения долговых обязательств райисполкома.

Расходы бюджета района на 2015 год определены в сумме 358 млрд 13 млн рублей, с ростом к ожидаемому исполнению за 2014 год на 9%.

Бюджет района сохранил социальную направленность. Основную часть расходов в сумме 240,7 млрд рублей, или 67% планируется направить в социальную сферу для обеспечения деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, а также на социальные программы и мероприятия.

Объем расходов бюджета района гарантирует обеспечение базовых социальных обязательств государства и повышение заработной платы в бюджетном секторе экономики не менее чем на 17 процентов. Дополнительный рост заработной платы бюджетников может быть обеспечен не только за счет целевых назначений, но также за счёт экономии от оптимизации расходов, сети и штатов бюджетных организаций и привлечения внебюджетных источников.

Расходы в отрасли здравоохранения составят 78,5 млрд рублей и определены на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя (3 млн 189 тыс. рублей).

На содержание и развитие учреждений образования предусмотрено направить 126,2 млрд рублей.

Бюджетные назначения на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации определены в объеме 19,3 млрд рублей.

На финансирование учреждений и мероприятий по социальной защите и социальной политике в проекте бюджета района на 2015 год предусмотрено 16,7 млрд рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство населенных пунктов — 66,8 млрд рублей.

Проект бюджета сформирован исходя из новой схемы субсидирования жилищно-коммунальных услуг населению. В 2015 году возмещение части затрат из бюджета будет осуществляться по нормативам субсидирования на единицу оказываемых услуг.

Концепцией на 2015 год по субсидированию городских пассажирских перевозок предусматривается покрытие не менее 80 процентов затрат транспортных организаций за счет выручки с учетом роста тарифов на транспортные услуги, бюджетными ссудами — 20%. В суммовом выражении данные расходы составят 1,9 млрд рублей. В проекте бюджета района на 2015 год учтены также расходы на удешевление стоимости твердых видов топлива, реализуемых населению, в сумме 6 млрд рублей.

Проект бюджета на 2015 год сформирован в реальных условиях функционирования экономики с учетом принятия максимальных усилий по мобилизации доходов бюджета и эффективного расходования ресурсов. В целом наполнение бюджета района будет зависеть от эффективности работы реального сектора экономики.

По мере получения в 2015 году дополнительных доходов и при обеспечении первоочередных расходов будут рассматриваться вопросы о направлении расходов на важнейшие мероприятия, обеспечивающие динамичное развитие района и повышение качества жизни населения.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.