Нарушений законодательства немало


На основании проведённого анализа нарушений, выявленных в ходе осуществления надзора за выполнением нанимателями законодательства о труде, можно выделить наиболее часто встречаемые в организациях подведомственной территории Глубокского межрайонного отдела в сфере трудовых и связанных с ними отношений.

Наибольшее количество нарушений связано с вопросами оплаты труда, поскольку материальное благосостояние работника находится в прямой зависимости от размера и своевременности получения им заработной платы. Так, частью первой статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрено, что нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечёт наложение штрафа в размере от четырёх до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

Правоприменительная практика к правонарушениям, предусмотренным частью первой статьи 9.19 КоАП, относит не только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам, установленных коллективными договорами, трудовыми договорами (контрактами), но и такие нарушения, как несвоевременная выплата работнику всех сумм, причитающихся от нанимателя при увольнении, и несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска.

В нарушение требований статьи 59 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК РБ), имеют место случаи выплаты работникам заработной платы в размере, ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.

Нередки случаи, когда нанимателями не выплачивается компенсация за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, предусмотренные статьёй 69 ТК РБ.

Значительное количество нарушений допускается нанимателями при оформлении, продлении и прекращении трудовых отношений с работниками.

Несмотря на законодательное закрепление письменной формы трудового договора, до настоящего времени нанимателями не всегда соблюдаются требования статьи 18 ТК РБ, полагая, что достаточным является написание письменного заявления работником или издание приказа (распоряжения) о приёме на работу. В нарушение статьи 25 ТК РБ имеются случаи издания приказа (распоряжения) о приёме на работу до заключения трудового договора.  При этом, в нарушение требований статьи 54 ТК РБ, при приёме на работу наниматель не знакомит работника под роспись с порученной работой (должностной инструкцией, характеристикой работ), условиями и оплатой труда, коллективным договором и документами, регламентирующими вну­тренний трудовой распорядок (ПВТР), не разъясняет его права и обязанности, что в дальнейшем приводит к жалобам со стороны работников организаций и как следствие — применению к нанимателю со стороны Департамента государственной инспекции труда штраф­ных санкций.

При заключении контракта с работником нанимателем не предусматриваются дополнительные меры стимулирования труда в  предоставлении дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней и повышения тарифной ставки (оклада) (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством), определённых подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».

Нередки случаи, когда наниматели допускают нарушения требований Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (с изменениями и дополнениями), в котором предусматривается, что каждая из сторон обязана предупредить другую сторону не позднее чем за месяц до истечения срока его действия о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

Выступая одной из сторон коллективного договора, наниматели не всегда обращают внимание на то, что в нём могут содержаться дополнительные гарантии для работников в случае расторжения с ними трудовых отношений. Поскольку коллективный договор является локальным нормативным правовым актом, он обязателен для исполнения нанимателем, и несоблюдение его требований влечёт применение штрафных санкций, как и за допущение иных нарушений законодательства о труде, причинивших вред работнику (часть четвёртая статьи 9.19 КоАП).

К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена частью четвёртой статьи 9.19 КоАП, относятся нарушения, повлёкшие для работника вред  (причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым КоАП правам и интересам). К таким нарушениям можно отнести задержку выдачи трудовой книжки при увольнении, непредоставление трудового отпуска в течение рабочего года, нарушение порядка привлечения к дисциплинарной (материальной) ответственности и др. Так, к отдельной группе нарушений законодательства о труде можно отнести нарушения, связанные с ведением, учётом, хранением и выдачей трудовых книжек работников. К наиболее распространённым относится нарушение сроков выдачи работникам трудовых книжек при увольнении, установленных статьёй 50 ТК РБ.

Работодателями не соблюдается пункт 27 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 г. №40 (далее — Инструкция), при внесении записи о приёме на работу в трудовую книжку в виде заголовка не указывается полное наименование нанимателя. Довольно часто, в нарушение требований пункта 79 Инструкции, при приёме от работников трудовых книжек лицом, оформляющим приём и увольнение работников, им не выдаются расписки в произвольной форме, содержащие реквизиты организации, в том числе печать нанимателя.

Результаты проверок соблюдения законодательства о труде показывают, что допущенные нарушения трудовых прав работников являются следствием низкой правовой культуры руководителей организаций, должностных лиц кадровых и юридических служб, ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей, необеспечения повышения квалификации соответствующих  работников.

С целью профилактики нарушений законодательства о труде и снижения количества нарушений в организациях Департаментом государственной инспекции труда постоянно проводится разъяснительная работа по вопросам законодательства о труде в средствах массовой информации, на обучающих семинарах для руководителей и работников организаций, собраниях коллективов работников, в общеобразовательных учреждениях организуются и проводятся «прямые линии», выездные приёмы, приём граждан государственными инспекторами труда непосредственно в организациях во время проведения проверок.

Е. СЕРОВА, главный

государственный инспектор труда Глубокского

межрайонного отдела.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.