Против коррупции


В январе 2016 года вступает в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Положения законопроекта проработаны совместно с заинтересованными государственными органами с освещением в средствах массовой информации и изучением мнения граждан республики в ходе общественного обсуждения.

Следует отметить, что Закон в значительной степени сохраняет преемственность с действующим Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Его нормы, применяясь более 8 лет, в целом доказали свою эффективность. Так, органами прокуратуры и иными правоохранительными органами наработана практика привлечения к дисциплинарной и иной ответст­вен­- ности должностных лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения. В деятельности государственных органов и организаций реализованы положения о контроле за доходами должностных лиц, соблюдением возложенных на них ограничений. Данные нормы в настоящее время реально способствуют предупреждению коррупции.

Вместе с тем назрела необходимость усиления профилактической составляющей в деятельности государственных органов и иных организаций. Кроме того, при работе было учтено требование Главы государства о том, что в Закон должны быть включены все основные антикоррупционные нормы. С этой целью в него включена, например, глава 4 «Декларирование доходов и имущества». Эти  нормы  в настоящее время предусмотрены Законом Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества».

По мнению участвовавших в разработке Закона представителей государственных органов, его принятие может оказать существенное воздействие на предупреждение коррупции, снизить риски совершения противоправных деяний, способствовать защите экономических интересов общества и государства.

Закон содержит основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приёме на государственную службу лиц, совершивших преступления, а также уволенных по дискредитирующим основаниям.

Следует отметить, что в действующем законодательстве не содержится безусловных  оснований отказа в приёме на работу на руководящие должности, кроме государственных должностей. Но даже и на государственную службу могут быть приняты лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, у которых судимость снята или погашена.

Такое положение создаёт условия для совершения коррупционных и иных правонарушений. Имеются факты повторного совершения коррупционных и экономических преступлений лицами, ранее судимыми за аналогичные деяния, которые были после отбытия наказания назначены на руководящие должности в государственные организации и хозяйственные общества с долей государственной собственности.

В этой связи Законом предусмотрен запрет на приём на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы либо сопряжённые с использованием должностным лицом своих  служебных полномочий.  Этот запрет не имеет срока действия и полностью исключает приём на государственную службу лиц, совершивших деяния указанной категории.

Закон предусматривает ограничение совершившим преступления должностных лицам права на пенсионное обеспечение.

Также расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также лицами, назначенными на должность путем избрания. Следует учитывать, что в большинстве случаев побудительным мотивом совершения коррупционных правонарушений является стремление получить материальную выгоду. Это требует усиления контроля за доходами и расходами, прежде всего, высокопоставленных чиновников.

Впервые в национальное законодательство вводятся нормы, позволяющие изъять стоимость имущества и расходов должностного лица, явно превышающую доходы, полученные из законных источников.

В настоящее время вопрос о конфискации имущества  может быть решён судом, только если коррумпированного чиновника  «поймали за руку» и смогли доказать его виновность в совершении преступления.

Вместе с тем явное превышение расходов над доходами может само по себе свидетельствовать о коррупционном поведении должностного лица, и если он не объяснит этот факт, то должны иметься правовые основания для изъятия части его имущества или стоимости его расходов.

Борьба с незаконным обогащением государственных должностных лиц в международной практике рассматривается как важнейшее условие противодействия коррупции.

Законом предусмотрено введение в систему мер по борьбе с коррупцией общественного контроля. Это участие граждан, институтов гражданского общества в управлении делами государства путём системной работы или отдельных наблюдений за деятельностью государственных органов, иных организаций, их должностных лиц по соблюдению ими законодательства о борьбе с коррупцией.

Сужен круг лиц, которым запрещено работать по совместительству в других организациях.

Согласно действующему Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», руководителям даже низшего звена запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с выполнением трудовых обязанностей. Итоги общественного обсуждения показали, что данная норма препятствует реализации законных интересов граждан, которые в свободное от основной работы время готовы дополнительно работать в других организациях.

При реализации норм Закона ожидается усиление предупредительной функции в деятельности правоохранительных и иных государственных органов. Изменения в законодательство преследуют цель сделать совершение преступлений невыгодным, на что, в частности, направлены нормы об ограничении права на пенсионное обеспечение. Расширение сведений о доходах и имуществе, подлежащих  декларированию должностными лицами, позволят сделать имущественное положение чиновников более «прозрачным». Также правоохранительные органы получат дополнительные возможности противодействия незаконному обогащению должностных лиц.

А. КОЗИЧ, прокурор  Поставского района.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.