Нововведения в законодательстве об обращениях граждан


Одним из приоритетных направлений деятельности любого государственного органа является рассмотрение обращений граждан и юридических лиц. Государством постоянно принимаются меры, направленные на совершенствование механизмов работы с гражданами по рассмотрению обращений и совершенствованию административных процедур. И в этом направлении сделано немало.

В конце января 2016 года вступили в законную силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон), которые в определённой степени усовершенствовали уже существующие общественные отношения по вопросу права на обращение граждан и юридических лиц в государственные органы, а также детализировали порядок рассмотрения обращений по существу.

Что же существенным образом меняется в Законе? Так, сфера действия Закона не будет распространяться на обращения работника к нанимателю. Уточняются случаи, когда может быть отказано в личном приёме, записи на личный приём. Такой отказ возможен в следующих случаях: обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций; обращения в неустановленные дни и часы; когда заявителю в ходе личного приёма уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы; когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Дополнен абз. 3 ст. 8 Закона, который предусматривает обязанность заявителей подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией.

Ныне действующим Законом устанавливается порядок рассмотрения идентичных обращений, а именно на идентичные или уточняющие обращения, поступившие до направления ответа на первоначальное обращение, может направляться общий ответ. При этом такой ответ должен направляться в сроки, установленные для рассмотрения первоначального обращения.

Также закрепляется, что обращение считается рассмотренным по существу в случае, если рассмотрены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

Нововведением в действующей редакции Закона является то, что с заявителей могут быть взысканы расходы в случае направления систематически необоснованных обращений (три и более раз в течение года) в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения. К таким расходам относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлечённым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с рассмотрением обращений с выездом на место, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Представляется, что законодателем принято правильное решение в части взыскания расходов с заявителей по рассмотрению систематически направляемых ими необоснованных обращений по причине того, что рассмотрение систематически поступающих необоснованных обращений приводит к отвлечению государственного органа от выполнения непосредственных его функций и задач.

Что касается поступления обоснованных обращений, то по результатам их рассмотрения государственными органами должны быть приняты в их компетенции все меры, направленные на восстановление нарушенных прав граждан.

Как будут исполняться на практике новшества действующего законодательства об обращениях граждан, покажет время.

М. Лавданский, старший помощник прокурора района.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.