Один шаг к работе без травматизма


В прошедшем году в Поставском и Глубокском районах при выполнении шиномонтажных работ произошли два случая производственного травматизма. В обоих получили травмы молодые рабочие (в филиале «АТП № 17 г. Поставы» — слесарь по ремонту автомобилей 23-х лет, а в ОАО «Золотая подкова» Глубокского района — водитель автомобиля 19-ти лет). И если травма в АТП № 17 не отнесена к тяжёлой производственной травме и несчастный случай был расследован самим нанимателем, то в ОАО «Золотая подкова» потерпевший получил тяжёлую травму, и проводилось специальное расследование.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение работ по шиномонтажу к работам с повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и со стороны самих работников, выполняющих их, не уделяется должного внимания технологии безопасного их проведения.

Поскольку в данной статье нельзя изложить все требования по охране труда при выполнении шиномонтажных работ, напомню основные: в организации должно быть назначено лицо, ответственное за выполнение шиномонтажных работ; запрещается снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением; пост накачивания шин должен быть оборудован специальным металлическим защитным ограждением, надёжно прикреплённым к стене или полу и способным защищать обслуживающий персонал от ударов съёмными деталями обода при самопроизвольном демонтаже; в месте накачивания шин должна быть вывешена таблица норм внутреннего давления воздуха в шинах для всех автомобилей, тракторов и колесной техники, эксплуатируемой в организации, а также инструкция по охране труда для работника, выполняющего шиномонтажные работы; компрессор поста накачивания шин должен быть ограждён сеткой и укомплектован необходимым количеством шланга и контрольным манометром на конце шланга; к выполнению шиномонтажных работ не должны допускаться работники, не прошедшие инструктаж, стажировку и проверку знаний по данному виду работ.

Неукоснительно должно соблюдаться ещё одно требование: выполнять шиномонтажные работы может работник, имеющий соответствующую подготовку по специальности «Монтировщик шин и шинно-пневматических муфт». Таким образом, недостаточно провести, например, с трактористом или водителем автомобиля инструктаж, стажировку и проверку знаний по выполнению шиномонтажных работ, чтобы разрешить ему выполнять данную работу. Проведение обучения по данной профессии является довольно дорогостоящим и требует командирования работников в Минск или Витебск. Между тем, интересен опыт по решению данного вопроса в Браславском районе. По инициативе службы охраны труда Браславского райисполкома Видзовский сельскохозяйственный колледж разработал необходимые программы и документы и проводит обучение по данной специальности. В феврале закончила обучение первая группа из числа работников сельскохозяйственных организаций Браславского района. Теоретическое обучение проходит в колледже, а практическое — в организациях района, что, безусловно, удешевляет обучение. Поскольку шиномонтажные работы в организациях выполняются не так часто, обученные работники будут совмещать полученную профессию с другими рабочими профессиями. Но данный вид работы в отдельно взятой мастерской будет выполняться не случайными людьми, а специалистом. Думаю, дирекция Видзовского сельскохозяйственного колледжа рассмотрит и вопрос выездного обучения в соседних районах при поступлении заявок от организаций или райисполкомов.

В. Плешак, главный

государственный инспектор Глубокского межрайонного отдела Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.