Защищая детей в неблагополучных семьях

Общество

(Из доклада заместителя председателя райисполкома Ю. Н. Киселёва

на 20-й сессии районного Совета депутатов 27-го созыва.)

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет) является основным механизмом обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, уклоняющихся от обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей.

Заинтересованными государственными органами в районе осуществляется определенная работа по выполнению требований Декрета. Проводятся семинары, совещания для руководителей, инспекторов по кадрам организаций, идеологического актива района. Ежегодно на заседаниях районного исполнительного комитета, комиссии по делам несовершеннолетних, совете отдела образования, на сессиях сельских и районного Советов депутатов рассматривается вопрос о выполнении требований Декрета.

В целях координации взаимодействия и осуществления контроля за соблюдением государственными органами и иными организациями требований Декрета, выявления проблемных аспектов их деятельности создан координационный совет.

Решением райисполкома ежегодно утверждается броня приема на работу для трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования райисполкома и учебными учреждениями района проводится работа по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении и признании их нуждающимися в государственной защите. С этой целью в отделе образования райисполкома создан сектор по охране прав ребенка, работает социально-педагогический центр, ежемесячно проводятся рейды «Семья без насилия» и «Подросток».

На 1 марта 2016 года в районном банке данных детей, находящихся в социально опасном положении, состоит 161 несовершеннолетний из 89 семей. Из них 59 детей в возрасте от 0 до 6 лет, что говорит о раннем выявлении неблагополучия в семьях.

С 1 января 2016 года, в соответствии с п.1 Декрета, комиссией по делам несовершеннолетних райисполкома 3 несовершеннолетних признаны нуждающимися в государственной защите и отобраны из 2 семей с установлением им статуса детей, оставшихся без попечения родителей. С начала действия Декрета комиссией по делам несовершеннолетних райисполкома на основании ходатайств учреждений образования признано нуждающимися в государственной защите и помещено в приют 206 несовершеннолетних детей из 119 семей, в том числе в 2015 году — 14 детей из 8 семей.

Проведенная всеми заинтересованными службами и ведомствами профилактическая работа в определенной мере способствовала оздоровлению обстановки в таких семьях, устранению причин семейного неблагополучия и возвращению детей биологическим родителям. В результате совместной работы за 2015 год 16 детей были возвращены в 8 биологических семей. За время действия Декрета был возвращён в семьи в связи с улучшением обстановки в них 141 ребёнок.

Следует отметить, что отдельные родители делают соответствующие выводы, меняют свой образ жизни, восстанавливаются в родительских правах. За 2015 год 2 детей возвращены на воспитание 1 родителю в связи с восстановлением последнего в родительских правах, а с начала действия Декрета 15 детей возвращены 7 родителям.

В то же время за 2015 год судом Поставского района 9 родителей лишены родительских прав в отношении 7 детей. Начиная с 2007 года, 81 родитель лишен родительских прав в отношении 92 детей, у 16 родителей произведено отобрание по медицинским показаниям 19 детей.

По состоянию на 1 марта 2016 года в районе зарегистрировано 92 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. 77 из них определены в  опекунские и приемные семьи, 7 — в приют, 8 — в колледж. В самое ближайшее время откроется дом семейного типа. На 1 марта 2016 года в районе числится 78 обязанных лиц. Общая сумма, подлежащая возмещению на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, по району на 1 марта 2016 года составляет 222110,7 рублей, поступило — 93749,2 рублей (42,2 %). За январь возмещение составило 39,4% (среднеобластной показатель — 45,9%). За 2015 год из начисленной суммы 1263164,7 руб. взыскано 608 358,9 руб., что составило 48,2%.

Одной из причин неполного возмещения расходов является отрицательное отношение к труду обязанных лиц. Они систематически совершают прогулы и не желают их отрабатывать.

На территории района проживает 78 обязанных лиц. Из них 6 находятся в ЛТП, 3 — в местах лишения свободы, 4 женщины в декретных отпусках, 1 — в розыске, 4 человека являются злостными прогульщиками. Так, Войнилко С. М., работая в ОАО «Камайский-агро», допустила за 2015 год 34 прогула, задолженность составляет 49,6 млн рублей; Лесонян С. О. (филиал «Коопторг №2 Поставского райпо») — 40 прогулов, 30,9 млн. рублей задолженности;  Мнациканян Е. П. (СПК «Андроны») — 17 прогулов, задолженность — 188,8 млн рублей; Леменкова  Е. В. (филиал «Коопторг №2 Поставского райпо») — 43 прогула, задолженность — 33,2 млн рублей. В отношении последней гражданки возбуждено уголовное дело, и она осуждена.

За 2015 год из обязанных лиц пролечено в стационаре психиатрической больницы «Слободка» Браславского района  3 человека (за  2014 — 6), амбулаторно — 29 (23); кодированы (ЭСТ по Довженко) — 15 (5), направлены в ЛТП — 8 (9); осмотрено 77(58) обязанных лиц, выдано заключений ВКК о наличии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут исполнять родительские обязанности, — 16 (15).

Вопрос, как живется детям с родителями, которые пьют и ведут аморальный образ жизни, волнует не только членов комиссии по делам несовершеннолетних и заинтересованные ведомства, но и представителей органов власти, учреждений, субъектов хозяйствования, общественных  организаций на местах. Они знают ситуацию, посещают неблагополучные семьи и оказывают посильную помощь людям, которые попали в беду.

В  районе по реализации Декрета через механизм социального партнерства  наработан положительный опыт работы первичных профсоюзных организаций. Примером могут служить первичные профсоюзные организации ОАО «Новоселки-Лучай»,  Поставского райпо, УП ЖКХ. Необходимо отметить положительный подход в профилактике семейного неблагополучия руководителей ДКУАСП «Рассвет Поставский» Мальца А.И., ОАО «Яновица-агро» Кажурно А.Э., ОАО «Хотилы-агро» Криштафовича В.И.

Хочу сказать и о том, что очередное увеличение с 1 января 2016 года затрат государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не позволяет обеспечить немедленное возмещение в полном объеме. Сроки полного возмещения средств на содержание детей зависят от роста заработной платы во всех отраслях,  особенно в сельском хозяйстве. В то же время 6 нанимателей, у которых работают обязанные лица, выплачивают заработную плату ниже минимальной. Это ОАО «Камайский-агро», «Париж-агро», «Голубые озера-агро», «Куропольский-агро», «Яновица-агро», СПК «Андроны», КУСХП «Дуниловичи-агро».

Также, рассматривая вопрос возмещения затрат на содержание детей обязанными лицами, необходимо обратить внимание на своевременность перечисления денежных средств предприятиями и организациями района. Сельисполкомам, участковым инспекторам отдела внутренних дел необходимо расширить практику ограничения в дее­способности родителей, злоупотребляющих спиртными напитками. Всем субъектам профилактики — строить работу в ключе тесного межведомственного сотрудничества.

По-прежнему к работе по улучшению микроклимата в неблагополучных семьях недостаточно привлекаются трудовые коллективы, общественные формирования при сельисполкомах. Слабая роль в организации этой работы заместителей руководителей по идеологической работе сельскохозяйственных производственных кооперативов.

За время действия Декрет продемонстрировал свою необходимость и жизненность. На проблемы воспитания детей в неблагополучных семьях в очередной раз обращено внимание общественности, всех заинтересованных служб и ведомств, государственных органов власти и управления. Но особенно важно, что в этот процесс вовлечены родители неблагополучных семей, сделаны серьезные шаги по повышению их ответственности за обеспечение содержания детей, изживанию иждивенчества и тунеядства. Чем эффективнее будет организована межведомственная работа с семьей, тем реже будут возникать ситуации с необходимостью отобрания детей у родителей и меньше потребуется затрат и средств государства на их содержание.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.