О защите прав потребителей при выполнении работы (оказании услуги)


В Республике Беларусь существует правовая база для осуществления защиты прав потребителей. Так, еще в 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь № 2572-XII «О защите прав потребителей» (далее — Закон) в целях защиты потребителя от большого количества товаров ненадлежащего качества, поступавших в точки продаж в период перехода к рыночным отношениям. В 2002 г. был введен в действие новый Закон с таким же названием, в который был внесен ряд изменений, последнее из них датируется октябрем 2015 г.

Принятие новой редакции Закона было обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Республики Беларусь, совершенствования правового регулирования общественных отношений, связанных с потреблением товаров, работ и услуг.

Следует отметить, что в 2009 году вступил в силу Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», поскольку жилищно-коммунальные услуги имеют важное социальное значение и свою специфику, в том числе ввиду вовлечения в их потребление практически всего населения страны и непрерывности оказания большинства жилищно-коммунальных услуг.

Оба этих Закона достаточно объемны, в их развитие принимались необходимые постановления правительства. На мой взгляд, все правовые акты доступны для прочтения и понимания гражданами с целью применения их положений в жизненных ситуациях.

Поступившие в суд Поставского района исковые заявления граждан о защите нарушенных прав привели к мысли обратить внимание читателей на необходимость осторожного подхода к выбору продавца товара, взвешенного подхода к выбору исполнителя работы либо услуги. Практика рассмотрения дел о защите прав потребителя судом Поставского района показала, что между покупателями и продавцами товара не возникали правоотношения, требующие длительного разрешения их в судебном заседании, т.е. стороны по спорам по качеству товара в судебном заседании зачастую сами «расставляли все по своим местам». Следует отметить, что товар будет считаться ненадлежащего качества в случаях, когда в нем присутствует недостаток. Как следует из ст. 1 Закона, недостаток товара — несоответствие товара нормативным документам, устанавливающим требования к качеству товара, иному законодательству или условиям договора.

Длительными и сложными были судебные споры между потребителями и исполнителями услуги (производителями работ). В этой связи обратим внимание на отдельные обстоятельства правоотношений между потребителями и исполнителями услуги (производителями работ). Все спорные моменты возникали из-за отсутствия гражданско-правового договора, определяющего права и обязанности сторон. Зачастую граждане не могли представить суду договор, акт, чек, расписку, накладные и другие документы из-за их отсутствия, а далее затруднительным становился и расчет убытков, неустойки, которые, по мнению истца, должны быть возмещены ответчиком.

При подготовке дела к судебному разбирательству суд предлагает истцу представить доказательства в подтверждение исковых требований, а ответчику — представить возражения против иска, что вытекает из ст. 179 ГПК Республики Беларусь, согласно которой каждая сторона (не суд) доказывает факты, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Не подлежат доказыванию факты, которые, согласно закону, предполагаются установленными. Однако в опровержение их могут быть представлены доказательства.

В соответствии с законодательством, отсутствие документов, подтверждающих приобретение товара (оказание услуги, выполнение работы), не лишает потребителя права при возникновении спора представлять другие доказательства в подтверждение данного факта. Такими доказательствами могут быть и показания свидетелей. Но возникает вопрос: достаточными ли доказательствами будут показания свидетелей для вынесения судебного решения?

Возможно, в сознании человека, который решил, например, сделать ремонт в квартире, имеется боязнь обидеть другого человека (исполнителя), который будет выполнять ремонтные работы, недоверием, и стороны не составляют гражданско-правовой договор. Возможно, выполнять работы, оказывать услугу будет хороший знакомый потребителя, и гражданско-правовой договор также не заключается. Т.е. в силу конкретных причин потребитель не обезопасил себя наличием документа, определяющего права и обязанности сторон, однако до начала выполнения работ уже передал исполнителю часть оговоренной платы. В случае спора что брать за основу при вынесении судебного решения?

Смею предположить, что на этапе преддоговорных отношений, услышав предложение оформить будущие правоотношения между потребителем и исполнителем заключением письменного договора, часть исполнителей (недобросовестных либо не имеющих опыта работы, но имеющих большое желание заработать) за выполнение работ не взялись бы вообще.

К сожалению, имеет место и другая ситуация: наличие письменного договора на выполнение каких-то работ не гарантировало истцу качественное и в установленные сроки выполнение услуги, работы. Причина в том, что договор не читался, не изучался потребителем с точки зрения нарушения его прав.

Заключая договор, следует, во-первых, получить достоверную информацию об исполнителе и его возможностях, моральных и профессиональных качествах; во-вторых, подумать о порядке расчетов: за что и когда платить; в-третьих, в договоре следует прописать ответственность сторон.

Для добросовестных исполнителей услуг договор может стать защитой от потребительского экстремизма: поведения потребителей услуг, имеющих целью получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей   в корыстных целях.

Представляется, что при заключении гражданско-правового договора на выполнение, например, строительных работ, не лишним было бы обратиться в юридическую консультацию, поскольку у адвокатов по рассматриваемому вопросу накопилось много практической информации. Но наши граждане идут по пути удешевления своих затрат, и зачастую этот путь приводит в суд.

Обратим внимание на некоторые отправные моменты. Как следует из ст. 2  Закона «О защите прав потребителей», он распространяется на отношения по договору между физическим лицом, т.е. потребителем, имеющим намерение заказать или приобрести, либо заказывающим, приобретающим товар (работу, услугу) или использующим товар (результат работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, — с одной стороны и организацией, индивидуальным предпринимателем, иным физическим лицом, реализующим товары, выполняющим работы или оказывающим услуги в рамках ремесленной деятельности, либо оказывающим услуги в сфере агроэкотуризма, либо осуществляющим разовую реализацию товаров на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, — с другой. Законодательство о защите прав потребителей не распространяется на договорные отношения между физическими лицами, если они не вытекают из осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности или деятельности в сфере агроэкотуризма, на отношения, возникшие в связи с приобретением товаров для осуществления предпринимательской деятельности, а также на отношения по приобретению товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд организаций.

В соответствии со ст. 5 Закона, потребитель имеет право на: просвещение в области защиты прав потребителей; информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях); свободный выбор товаров (работ, услуг); надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы); возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда; государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством; общественную защиту своих прав; создание общественных объединений потребителей.

Данный перечень является открытым, что дает возможность предоставлять и гарантировать иные права потребителей.

Стоит обратить внимание на тот факт, что в целях недопущения ущемления прав потребителя как менее защищенной стороны в потребительских правоотношениях законодатель в п. 1 ст. 19 Закона предусмотрел, что условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом и иным законодательством в области защиты прав потребителей, считаются ничтожными.

При выполнении работ (оказании услуг) у исполнителя может возникнуть гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в двух случаях: при нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг), установленных в договоре о выполнении работ (оказании услуг), если иное не предусмотрено законодательством; при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услуги), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

Таким образом, полная судебная защита потребителя от недобросовестного исполнителя возможна лишь при наличии письменного гражданско-правового договора.

При нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг) в соответствии со ст. 30 Закона потребитель вправе по своему выбору: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги); расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).

Кроме того, потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

Следует отметить, что в целях недопущения ущемления прав потребителя законодателем предусмотрена норма, согласно которой при расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе потребовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случаев, когда потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

В соответствии с п. 6 ст. 30 Закона, при нарушении сроков исполнения договора исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — в размере 1% общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.

При обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услуги), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель, основываясь на ст. 31 Закона, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно (при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, если в установленные пунктом 1 статьи 32 Закона или договором сроки недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или отступления от условий договора, ухудшившие результат работы (услуги).

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) и (или) расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги) и возвратом уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, и уплаты неустойки, если отступления от условий договора, ухудшившие результат работы (услуги), или иные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) в установленный договором срок не были устранены либо являются существенными.

Денежная сумма, возвращаемая потребителю при расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги), а также цена выполненной работы (оказанной услуги), учитываемая при удовлетворении требования потребителя о ее соразмерном уменьшении, определяются на момент предъявления потребителем требования, а если оно добровольно не удовлетворено — на момент вынесения судом соответствующего решения.

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги), либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), — в течение сроков, установленных настоящим пунктом, а также пунктами 7–10  ст. 31 указанного Закона.

При предъявлении потребителем требований, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), исполнитель должен провести проверку качества результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги).

При возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин исполнитель должен провести экспертизу результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги) за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично или через своего представителя.

Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке.

Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы.

Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.

Требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), которые могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, может быть предъявлено потребителем или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы (услуги), если в установленном законодательством порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе и при обнаружении их по истечении гарантийного срока.

Исполнитель отвечает за недостатки выполненной работы (оказанной услуги), на результат которой не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении выполненной работы (оказанной услуги), на результат которой установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), хранения, транспортировки результата работы или действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В случае когда установленный договором гарантийный срок на результат работы (услуги) составляет менее двух лет (для недвижимого имущества — менее трех лет) и недостатки выполненной работы (оказанной услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (для недвижимого имущества — трех лет), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Закона «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае обнаружения существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю одно из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 31 названного Закона, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества — трех лет) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы потребителем, если срок службы не установлен.

Гарантийный срок результата работы (услуги) исчисляется с момента передачи результата работы потребителю (окончания оказания услуги).

Срок службы результата работы исчисляется со дня окончания выполнения работы.

В соответствии с законодательством, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по договору, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе), что прописано в п. 4 ст. 15, п. 7 ст. 17, п. 7 ст. 30 Закона «О защите прав потребителей». Вместе с тем потребитель обязан доказать, что недостатки товара (работы, услуги), возникшие после передачи его потребителю, имели место в связи с непредоставлением продавцом (исполнителем, изготовителем) надлежащей информации (п. 2 ст. 16 указанного Закона) и что недостатки товара (работы, услуги) возникли до передачи товара (принятия результатов работы, выполнения услуги) потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 10 ст. 20, п. 6 ст. 21, п.п. 8–10 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»).

Следует отметить, что по делам о защите прав потребителей истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

А. КОРЫТКО, председатель суда Поставского района.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.