Скорость или вдумчивость?


Умение читать приходит сначала по буквам, потом по слогам. Со временем зрение учится захватывать целое слово.  В основном процесс обучения на этом останавливается, и всю оставшуюся жизнь люди читают именно так. Однако человеческий мозг способен на большее. Зная об этом, еще в школе  начала изучать технику скорочтения, о которой так и кричал интернет. Успех не заставил себя ждать: через два месяца я читала со скоростью 330 слов в минуту, в то время как обычная скорость в среднем равняется 200 словам в минуту.

Спустя год учебная литература уже не казалась такой страшной, но поводов для радости не было. Длительное скорочтение привело к утрате навыка вдумчивого  и творческого чтения. Я чаще начала замечать, что стала хуже понимать материал и нужные факты все быстрее и быстрее исчезали из моей головы. Скорочтение вошло в привычку.  В некоторых ситуациях оно по-прежнему оставалось полезным, но во время чтения художественной литературы приходилось специально останавливать свой взгляд на каждом слове, чтобы хоть как-то иллюстрировать текст в своем воображении.

Как сказано в «Слове некоего старца о чтении книг»,  «читая книги, не старайся быстро читать от главы до главы, но вдумайся, о чем говорят книги и слова их, трижды возвращаясь к каждой главе». С этими словами нельзя поспорить, ведь в хорошем произведении нет того, чем можно пренебречь,  пройти мимо. В каждом художественном сочинении есть герой. Он должен быть в воображении читателя. Они проживают одну жизнь на двоих — жизнь, длиною в книгу. И неважно, человек этот герой или природа, описание которой тоже нужно приводить в наглядные образы. Автор писал для нас с надеждой на то, что читатель добросовестно и внимательно отнесется к прочтению. Об этом же говорит и старец: «Не сказано: «устами лишь произнес», но: «в сердце сокрыл, чтобы не согрешить пред тобою», подразумевая глубины написанного.

А что делать, если нам нужно быстро извлечь информацию, выделить из текста только конкретные данные? Здесь способ работы с текстом будет другим: в данном случае скорочтение оказывается полезным, и овладение им оправдает себя (такой способ работы характерен для работников прессы).

Из всего сказанного следует, что каждое обращение к тексту — это самостоятельный выбор способа работы с материалом. Чем проще текст, тем быстрее может быть скорость чтения. Стоит помнить, что работа с серьезной книгой — это творческий подход. Подход зависит от самого читателя — смотря с какой целью он берется за тот или иной текст.

Елена ВИТКО, студентка

 Института журналистики БГУ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.