Ответственность и старание были нормой жизни


Он родился в последних числах 1952 года в деревне Деверцы, что на Миорщине. От отцовского дома до железной дороги было не больше 800 метров. А кто из детей 50-ых не зачитывался прекрасной повестью известного белорусского писателя Михася Лынькова «Міколка-паравоз» или не смотрел одноименный фильм, вышедший на экраны страны в 1957 году? Для Паисия Сорокина книжка и фильм были тем более притягательны: он рос, как говорится, чуть ли не под откосом железной дороги.

Здесь же местная детвора проводила свои игры и за      бавы. На «железке» трудилось почти всё взрослое население их деревни: кто — в путевой бригаде, кто — временно, выполняя какие-то сезонные работы. Отец Паисия, Кузьма Аникеевич, до войны также работал на дороге. Стал железнодорожником и его троюродный брат Савва Капустин (кстати, мой коллега: он являлся начальником 1-го участка дистанции, а я — второго). Поэтому неудивительно, что предпочёл профессию железнодорожника и Паисий.

Быстро пролетели годы учёбы в Даугавпилском техникуме железнодорожного транспорта. После успешной защиты диплома техника-путейца в 1971 году П. К. Сорокин по распределению был направлен на станцию Полесск (Калининградская область), в путевую машинную станцию №93, где проработал чуть больше месяца и получил повестку в армию. Служить попал в Военно-Морской Флот. Как призывника со средним специальным образованием его направили в учебный отряд главной базы дважды Краснознамённого Балтийского флота — в город Кронштадт. По окончании присвоили воинское звание «старшина 2-й статьи» и отправили на стажировку на базу подводных лодок Северного флота. По её окончании вернулся в отряд. Проходил службу на подводной лодке проекта 641 (такие дизель-электрические подлодки состояли на вооружении ВМФ до 1990 года).

Спросил у Паисия Кузьмича о том, что помнится со времён службы на флоте. А он с улыбкой ответил: «Прошли годы, но не забыты воды! Я отдал флоту 3 года, 11 дней и 4 часа!». Служил в команде электромехаников, а там основа питания лодки — аккумуляторная батарея, которая весила около 150 тонн. Дослужился до главстаршины. Принимал участие в учениях с пусками боевых торпед. Их экипаж выполнил 8 боевых заданий, о которых и сейчас не принято рассказывать.

За успехи в службе П. К. Сорокин дважды поощрялся отпуском с поездкой на родину сроком на 10 суток без учёта времени на проезд, а также награждён личной фотографией  у военно-морского флага СССР, которую командир прислал его родителям вместе с Благодарственным письмом.

После увольнения в запас оформился монтёром пути в Воропаевскую дистанцию пути, где отработал более сорока лет. С самого первого дня в путевой бригаде зарекомендовал себя грамотным специалистом, знающим путейское дело. И уже осенью того же года его перевели бригадиром пути на станцию Миоры, а вскоре — инженером-технологом производственно-технического отдела. Работа непростая: отработка технологических процессов, составление технологических карт, контроль за выполнением работ непосредственно на линии. И с этим бывший моряк-подводник справился.

Случились у него перемены и на личном фронте. В то время в техотделе дистанции работала технологом Лида Косаревская, девушка весёлая и симпатичная, потомственная железнодорожница. Она приглянулась молодому специалисту. Не стал ходить вокруг да около, признался в своих чувствах. Через несколько месяцев поженились. Сначала молодая семья жила в комнате 11 квадратных метров, затем дистанция выделила квартиру в 17 квадратов. В 1977 году у них родился первенец Алексей. Забегая вперёд, скажу, что в середине 90-ых прошлого столетия он, будучи студентом Белорусского государственного института физкультуры, занимался культуризмом, входил в десятку сильнейших в Европе, и его пригласили сниматься в сериале «Зал ожидания» вместе с такими известными мастерами кино, как Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Михаил Боярский и другие. В. Тихонов предлагал ему поехать учиться в Санкт-Петербургский институт кинематографии и обещал протекцию как молодому таланту. Однако это не входило в планы Алексея, и их с кино пути разошлись. А в 1984 году у Лидии и Паисия родилась дочка Екатерина.

Всвязи с изменением штатов дистанции долж        ность инженера-технолога упразднили, и Сорокину предложили возглавить бригаду путейцев по станции Воропаево, а затем стать мостовым мастером. Фронт работ огромный: только средних железнодорожных мостов в зоне ответственности дистанции два десятка, а малых мостов и водопропускных железобетонных труб более трёх с половиной сотен единиц общей протяжённостью 7038 метров.  С одной стороны, самостоятельность, а с другой — такая ответственность! С 1978 года и до недавнего времени руководил мостовиками бессменно. Если кто-то считает, что это просто, то заблуждается, так как он по образованию техник-путеец, а тут — искусственные сооружения. Чтобы быть “на коне”, Паисий Кузьмич садится за учебники и по вечерам изучает новое для него дело, а днём, в рабочее время, выходит на мост и закрепляет теорию увиденным. Была проделана большая работа по ремонту, реконструкции и текущему содержанию не только мостов, но и труб, лотков, эстакад и т. д.

Вместе с Кузьмичём мы укладывали первые на дистанции резиновые переездные настилы на станции Глубокое, а затем и на станции Парафьяново, работали на реконструкции повышенных путей по станциям Глубокое и Поставы. Совместно сутками вели снегоборьбу и делали многое другое для обеспечения безопасности и надёжности движения.

Паисий Кузьмич щедро передавал богатейший опыт свом молодым мостовикам. Он приучал их к взаимозаменяемости (в бригаде все владеют смежными специальностями), выручке и взаимопомощи. Показателем, что мостбригада успешно выполняет свои работы в его отсутствие, было то, что мастера никогда не отзывали из отпуска. И сейчас, когда ушёл на заслуженный отдых, его обязанности уверенно выполняет пока ещё молодой, но уже достаточно опытный  и знающий мостовое дело Сергей Брагин.

В наше время ответственность и старание были нормой жизни, поэтому и трудились мы, как говорит Паисий Кузьмич, не за страх, а за совесть. Эти слова подтверждает и его трудовая книжка, где значится, что в июне 1974 года он принят на работу, а в 2016 году уволен в связи с уходом на пенсию. А ещё в неё занесено 239 поощрений (кадровикам пришлось вшивать дополнительно три вкладыша). Фотография неоднократно заносилась на Доску почёта дистанции. Четыре раза Паисий Кузьмич принимал участие в дорожных конкурсах “Лучший по профессии”, дважды становился победителем и дважды — призёром, занимая второе и третье места.

Среди его наград также Почётная грамота начальника Белорусской железной дороги, ряд грамот начальника Витебского отделения Белорусской железной дороги, грамот и благодарностей от руководства и месткома своего предприятия.

Как люди, выросшие на земле, муж и жена Сорокины решили, что жить семье в каменном доме и казённой квартире как-то негоже и взялись за строительство собственного дома. Он получился добротным, со всеми необходимыми в хозяйстве постройками. А сколько срубов срубил и поставил Паисий во время своих отпусков родственникам, близким и просто знакомым, знает только Всевышний.

В свободное время Паисий Кузьмич любит рыбачить и летом, и зимой на берегу живописной реки или на озере. Досконально знает повадки всех обитателей подводного мира, поэтому не было случая, чтобы возвращался без улова. О таких говорят: “Ён і ў студні зловіць”. С удовольствием крутит баранку своего «Ситроена», на котором вместе с женой Лидой ездит в Полоцк к сыну и в Молодечно к дочери. Для производства сельхозработ в своём огороде имеет мини-трактор. Так что экологически чистые продукты на своём столе семья Сорокиных имеет всегда.

— Теперь, когда отошёл от служебных дел, чаще смогу бывать в гостях у детей и внуков, ездить на любимые водоёмы, собирать грибы и ягоды, — делится планами мой друг.

А ещё со своим соседом Костей Ермоленко, также бывалым моряком-подводником (с атомохода «Комсомолец»), в День ВМФ поднимают военно-морской флаг («Андреевский») и слушают марш «Прощание славянки». Морское братство нерушимо.

Леонид СЕМЕНАС,

 внештатный корреспондент.              



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.