Остались яркие впечатления

Общество

Пастаўчане падчас святкавання Вялікай Кастрычніцкай рэвалюцыі на плошчы імя Леніна.шчыне
Пастаўчане падчас святкавання Вялікай Кастрычніцкай рэвалюцыі на плошчы імя Леніна.шчыне

 «Дорога из успехов и свершений

 сегодня вспоминается с теплом».

Юрий ГАГАРИН,

 первый лётчик-космонавт

В 1957 году, когда наша семья переехала из деревни Ракиты в Поставы, отмечалась 40-я годовщина Великой Октябрьской революции. Я тогда учился в третьем классе СШ №2. На празднично украшенную площадь им. В. И. Ленина отец с матерью и мы с младшей сестрёнкой Мариной 7 ноября пришли утром. В колоннах — красиво одетые люди, трудящиеся нашего города, с транспарантами, лозунгами, портретами руководителей страны. На трибуне, на которой с красными бантами на лацканах пальто стояли руководители партии районного масштаба и исполнительного комитета, красовался лозунг «Дело Великого Октября живёт и побеждает!» (здания теперешнего райисполкма на площади тогда ещё не было, на этом месте стоял продмаг). Вдруг заиграл военный оркестр. Столько музыкальных инструментов мне видеть ещё не доводилось. Зазвучали гимны СССР и БССР. А затем вся площадь пришла в движение. Парад, а не демонстрацию (так говорили все), открывали воины Поставского гарнизона, которые в парадных расчётах, чётко печатая шаг, прошли мимо трибуны. И про себя я решил, что обязательно стану солдатом. За ними в чёрных шинелях, фуражках, также строевым шагом прошли железнодорожники. И мне захотелось стать если не военным, то хотя бы железнодорожником. Забегая вперёд, скажу, что мои детские мечты сбылись: я стал военным железнодорожником.

После 9 класса поступил в Даугавпилский техникум железнодорожного транспорта. А мог и в Вильнюсский, и в Тартуский или же, к примеру, в Ленинградский — одним словом, туда, куда душа пожелает. И без всяких виз, границ и таможен, в чём и было преимущество огромной страны под названием СССР. Во время проведения праздничных мероприятий, посвящённых очередной годовщине Великой Октябрьской революции, уже в Даугавпилсе мне посчастливилось играть в составе духового оркестра техникума и воочию видеть светлые лица участников демонстрации. Радость и удовлетворение на них свидетельствовали, что люди приходили на октябрьское празднование не по принуждению, а по доброй воле, если угодно, исполнить свой гражданский долг. Это был великий советский народ.

Во время учёбы в военном училище довелось быть участником парадов на Дворцовой площади в городе-герое Ленинграде, более того — сниматься в массовках: в каком-то фильме про Октябрь играть роль революционного солдата, с винтовкой наперевес под промозглым дождём штурмовавшего Зимний.

Что до успехов страны, то скажу только то, что знаю: СССР была индустриальной державой, сильной в оборонном смысле, с развитой железнодорожной инфраструктурой. Ещё курсантом при посещении музея революции  видел на фотографиях, в документах, других экспонатах достижения страны, которая вышла из Первой мировой и гражданской войн разорённой и разграбленной. Но уже за первые две пятилетки смогла восстановить народное хозяйство: Днепрогэс и Донбасс с Кузбассом, Турксиб и целина с Магниткой, освоение атома и Космоса. Ну и, наконец, Байкало-Амурская магистраль. В этой стройке века посчастливилось принять участие и мне. Построить железнодорожную линию со всей инфраструктурой протяжённостью почти 4200 километров в отдалённой местности, где не ступала нога человека, и в ограниченные 10 годами сроки могла себе позволить только такая страна, как СССР.

В. И. Ленин писал: “Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться…” И наша страна смогла в короткие сроки создать такую армию, которая сломала хребет фашистской Германии, на которую работала вся порабощённая ею Европа.

Одним из важнейших принципов победившего оциализма было оказание интернациональной помощи. Скольким же странам, избравшим социалистический путь развития, СССР помогал безвозмездо! Часть, в которой я проходил службу, помогала Монгольской Народной Республике в расширении сети её железных дорог, проложив методом скоростного строительства железнодорожную линию Салхит—Эрденет протяжённостью около 200 километров менее чем за два года. Это ещё один пример жизнеспособности, огромной силы, правильности идей Октября.

Леонид СЕМЕНАС, внештатный

корреспондент, майор запаса.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.