С 3 января 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве по вопросам нотариальной деятельности

Общество

Нотариус засвидетельствует…

С 3 января 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве по вопросам нотариальной деятельности. О них и о работе нотариальной конторы Поставского района в целом корреспондент «ПК» беседует с её заведующей Анной Каравай.

— Анна Яковлевна, какие нотариальные действия осуществляются наиболее часто?

— За прошедший год тремя нотариусами, которые работают в нашей конторе (кроме меня, это Татьяна Бернякович и Татьяна Марушко), их осуществлено 2 951. Наиболее распространённые: оформление наследственных прав, доверенностей, завещаний, сделок купли-продажи недвижимости. Если раньше сделки купли-продажи или отчуждения недвижимости можно было оформить по месту её нахождения, а потом — в пределах нотариального округа (а это та или иная область), то с 1 января 2021 года — в любой нотариальной конторе Республики Беларусь.

— Дорогие ли услуги нотариуса?

— По каждому виду тариф разный. Например, стоимость удостоверения завещания вместе с технической работой для трудоспособного гражданина составляет 40 руб. 60 коп., для пенсионера или инвалида I и II групп — 26 руб. 10 коп. Удостоверение договора отчуждения недвижимости (независимо от её вида и стоимости) обойдётся в 5 базовых величин плюс техническая работа, всего оформление обойдётся в пределах 200 рублей. Если сделка оформляется между близкими родственниками, то в этом случае тариф будет составлять не 5, а 2 базовые величины. В случае, если один из участников сделки по каким-то причинам (болезнь и т.д.) не может явиться для оформления документов в нотариальную контору, нотариус может осуществить выезд на дом, при этом за выезд взимается нотариальный тариф в размере 1 базовой величины.

— Как человеку узнать, какие документы необходимы для совершения того или иного нотариального действия?

— Нотариус проконсультирует. Причём по телефону мы даём консультации только общего плана. При оформлении сделок возникает много нюансов. Например, звонит гражданин и говорит: «У меня умер отец. Надо переоформить дом». А всё зависит от того, кто на день смерти наследодателя был с ним зарегистрирован, на основании какого документа ему принадлежал дом и т.д. Поэтому более полную консультацию можно получить у нотариуса при предъявлении документов. Наследство оформляется по последнему месту регистрации умершего.
Если у гражданина не хватает какого-либо документа, мы делаем запрос в соответствующую организацию: ЗАГС, БТИ, банк. Стоимость оформления одного запроса составляет 5 руб. 80 коп.

— Наш район приграничный. Немало выходцев Поставщины проживает в Литве, Латвии и других странах. Предполагаю, вам нередко приходится оформлять документы, где стороной является иностранный гражданин.

— Да, это так. Особенно часто иностранные граждане обращаются по вопросу оформления наследственных прав на недвижимость после умерших родителей, которые проживали в Поставском районе. В этой связи хочу обратить внимание на следующее. Законом предусмотрен 6-месячный срок для принятия наследства. Необходимо в этот срок (и ни днём позже!) обратиться с заявлением к нотариусу. Если наследник живёт за границей и не имеет возможности приехать, он может обратиться к нотариусу по своему месту жительства и оформить доверенность на любого гражданина, находящегося здесь, чтобы тот представлял его интересы, смог оформить наследство на имущество от имени наследника и зарегистрировать унаследованное имущество в установленном порядке. Тот же порядок и с оформлением имущества в дар.
Возможен и такой вариант. Если наследник, который проживает не только за границей, но и в Беларуси, не имеет возможности в 6-месячный срок обратиться к нотариусу, он может в произвольной форме написать заявление о том, что принимает наследство, и отправить его в нотариальную контору по адресу: г. Поставы, ул. Юбилейная, 8. Желательно к заявлению приложить копию свидетельства о смерти наследодателя и указать, где на момент смерти был зарегистрирован умерший. Получив такое заявление, мы открываем наследственное дело и извещаем наследника об этом. Для оформления же документов он может приехать уже в любое время: и через год, и через несколько лет.

— В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве с января текущего года сокращена компетенция уполномоченных должностных лиц сельисполкомов. Отныне они не имеют права удостоверять завещания, доверенности (за исключением доверенностей на получение пенсий и пособий), согласия. Но ведь это же создаёт неудобства для сельских жителей…

— Чтобы сельчане этого не почувствовали, мы регулярно согласно графику выезжаем в агрогородки и горпосёлки. Если раньше это делали при наличии не менее 3-х заявок, то с нынешнего года — даже при наличии всего одной. Графики выездов имеются в каждом сельисполкоме. Там же можно записаться на приём и указать, какое нотариальное действие человек желает совершить.

— А какой график работы нотариальной конторы?

— Работаем с одним выходным — в воскресенье. В субботу и понедельник — с 8.00 до 14.00; среду — с 8.00 до 18.00; вторник, четверг, пятницу — с 8.00 до 17.00 (все дни работаем без перерыва на обед). Желательно предварительно звонить. Контактные телефоны: 2-41-48, 2-41-49, 2-41-70.

Если к нам обращается пожилой человек или инвалид, которому тяжело подняться на 2-й этаж, где расположена нотариальная контора, нотариус может выйти к гражданину, выяснить его намерения и оформить необходимое нотариальное действие.

Беседовала Фаина Касаткина



Читайте также:
Скрапбукинг и кардмейкинг. Посмотрите, какую красоту создает поставчанка Наталия Брись
Работники ЖКХ ежедневно убирают и вывозят снег с улиц г.Поставы на городской полигон
В кафе «Феникс» проводят мастер-классы по приготовлению пиццы для детей



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.