Какие изменения в образовательном процессе нас ожидают?

Образование

Будь готов! Всегда готов!

Эти слова хорошо известны как девиз всех пионеров, но их можно смело назвать и главной целью допризывной подготовки юношей. Чтобы молодые люди действительно были готовы к службе в армии, им нужно дать серьёзную базу теоретических знаний и практических навыков. Как показывает время, задача эта непростая. Поспособствовать её более эффективному решению должны существенные изменения в образовательном процессе. Какие? Ответы — в материале «ПК».

Новая должность – дополнительные возможности

На прошлой неделе министр образования Беларуси Игорь Карпенко озвучил новость: с 1 сентября в белорусских школах вводится должность руководителя военно-патриотического воспитания. «Это надо, чтобы молодёжь осознавала свой долг перед Отечеством и не думала, что служба в армии — это потеря времени. Помимо прочего, это возможность приобрести воинскую специальность, воспитать в себе качества настоящего мужчины и гражданина», — цитирует министра БЕЛТА.

Игорь Карпенко также отметил, что «многие преподаватели по предмету «Допризывная подготовка»в школе не имеют представления о воинской службе». Решат проблему более 2 000 новых ставок руководителей военно-патриотического воспитания. Они приступят к работе уже в сентябре.

В последние годы меняются и подходы к обучению: Министерство обороны и Министерство образования инициировали создание межшкольных центров допризывной подготовки. В Поставах он действует с 1 января на базе СШ №1. Возглавляет работу центра опытный педагог, бывший ракетчик, руководитель военно-спортивного клуба «Азимут», майор в отставке Сергей Седых.

На учёбу – в лес и поле

С Сергеем Геннадьевичем мы встретились на его рабочем месте — в просторном отремонтированном классе в СШ №1. Раньше уроки допризывной подготовки проходили здесь 1 раз в неделю. С открытием центра график занятий изменился. Теперь юноши собираются здесь один раз в месяц, но занимаются не один учебный час, как ранее, а сразу 4. При этом на уроки приходят 10-11-классники из всех городских школ, а не только СШ №1.

Согласно руководящим документам Министерства образования, преподавать дисциплину «Допризывная подготовка» должны офицеры запаса или в отставке. Найти таких людей для каждой школы сложно, и с созданием центров допризывной подготовки вопросы подбора кадров стали менее актуальными, — отметил Сергей Седых, который преподаёт предмет «Допризывная подготовка» с первых лет его появления в школьной программе. — А благодаря модульно-блочному принципу организации появились новые возможности для более качественного преподавания данной дисциплины.

У нас в городе широчайшие возможности для эффективного военно-патриотического воспитания школьников. В первую очередь потому, что в Поставах дислоцируются несколько воинских частей. Туда всегда можно без проблем организовать экскурсию и посмотреть на воинскую службу изнутри.

Сам Сергей Седых знает её отлично. За время службы на командных должностях ему приходилось проводить с личным составом множество занятий по тактической, инженерной, топографической, строевой, огневой, физической подготовке, участвовать в летних и зимних полевых выходах. И убедился, что полевой выход является наиболее эффективной формой практических занятий.

Скажу честно: раньше юноши были другими, — говорил Сергей Геннадьевич. — У них было меньше противопоказаний по здоровью, за них меньше «тряслись» родители, у них было большее рвение к настоящим «пацанским» приключениям. И я не удивился тому, что на сборы со мной отправились только 17 из 53 десятиклассников городских школ. С остальными занятия проводил ещё один преподаватель центра допризывной подготовки — подполковник запаса Алексей Калинин. Он приложил немало усилий, чтобы сборы, которые проходили на базе центра, также были максимально плодотворными.

У юношей, которые отправились с Сергеем Седых в полевой выход, условия для занятий были как в реальных армейских условиях: на свежем воздухе в лесу и поле. Благодаря этому они смогли овладеть многочисленными дополнительными навыками, не предусмотренными программой.

В первые полевые выходы мы отправлялись пешком, но последние лет 10 выдвигаемся на маршрут на велосипедах, — рассказывал Сергей Геннадьевич. — За эти 5 дней юноши научились ориентироваться по карте, компасу и небесным светилам, двигаться по азимутам, оборудовать и охранять лагерь, разводить костры разных видов и назначений и готовить на них пищу, совершать марш и передвигаться на поле боя, готовить полевую баню. Им также была предоставлена возможность испытать подручное оружие — лук, копьё, нож. Зарядка была с элементами рукопашного боя.

Ежедневно выпускался «боевой листок». Проводились тактические игры, в том числе и ночные, различные конкурсы, смотр строя и песни и даже «солдатский КВН». Конечно, ребята уставали, но было видно, что процесс их захватил. Большинство из них, не будучи знакомыми друг с другом до полевого выхода, сдружились и сплотились. Единственное, о чём жалею, так это о том, что не было дождя. Непогода творит чудеса — она ещё больше закаляет дух и позволяет получить много новых навыков.

Много знаний и впечатлений

Если юноши на протяжении 10 и 11 классов изучают допризывную подготовку, то девушки — медицинскую. Им также посчастливилось работать с профессионалом. На протяжении почти 30 лет эту дисциплину в школе преподаёт фельдшер по обслуживанию школы Елена Курдо. С 1 по 5 июня она провела для девушек годовой курс практических занятий. Часть из них прошла в абсолютно новаторской форме.

Четыре дня из пяти мы были в учебном классе: девушки учились накладывать шины, кровоостанавливающие жгуты и повязки, обрабатывать раны, ставить горчичники и компрессы, закапывать глаза и уши, выполнять подкожные и внутримышечные инъекции и многое другое, — рассказывала Елена Курдо. — К сожалению, из-за пандемии COVID-19 мы не смогли пойти в лечебные учреждения, чтобы увидеть, как специалисты оказывают помощь больным. Но это обстоятельство подтолкнуло к принятию нестандартного решения — провести выездные занятия практико-профориентационного направления на базе полоцкого медицинского колледжа, оснащённого по последнему слову техники.

В колледже поставские школьницы получили много новых знаний и впечатлений. Для них были проведены мастер-классы по реаниматологии, сестринскому лечебному делу, педиатрии, акушерству и анатомии. Благодаря этому девушки под контролем педагогов и врачей освоили большое количество различных медицинских манипуляций.

Я даже и предположить не могла, как далеко шагнул колледж в плане обучения: электронные муляжи и обучающие панели, тренажёры для инъекций и многое другое вызывали интерес и восхищение, — отмечала Елена Владимировна. — В акушерском учебном кабинете есть даже электронные роженица и новорождённый. Да, программой эта тема не предусмотрена, но как же она полезна будущим мамам! А вообще знания подавались увлекательно и просто. Поэтому они усвоятся максимально.

Много эмоций осталось в тот день и от посещения Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Мы были там 4 июня, накануне Дня памяти Евфросинии Полоцкой, — продолжала рассказ Елена Курдо. — Было много паломников, чувствовалась особенная атмосфера торжественности. Мы говорили с девушками о добре, милосердии, сострадании — а без этого в медицине, да и вообще в жизни, никуда. Поэтому у меня в планах повторить поездку в следующем году, возможно, сделать её 2-дневной. Не удивлюсь, если кто-то вернётся туда сам — уже в качестве абитуриента…

Инна Снежкова
Фото предоставлено центром допризывной подготовки



Читайте также:
Поставская гимназия начала подготовку к новому учебному году. Что изменится?
175 выпускников Поставщины закончили среднюю школу, 11 из них — золотые медалисты
Какие специальности можно получить в Поставском государственном колледже? Интервью



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.