Особенный проект «Передай добро по кругу» уже второй учебный год успешно реализуется в поставской СШ №3

Образование

Они с другой планеты, не от мира сего. В современном обществе так иногда говорят о детях, имеющих особенности психофизического развития. Но как много высот они могут покорить, если есть поддержка школьных друзей и преданных своему делу педагогов! Это подтверждает особенный проект «Передай добро по кругу», который уже второй учебный год успешно реализуется в поставской СШ3.

Новое осваивают вместе

В третьей школе сегодня организовано 8 классов интегрированного обучения и воспитания — большего количества нет ни в одном учреждении образования Поставщины. В классах и на дому педагоги занимаются с 22 особенными ребятами (для сравнения: 14 лет назад школу посещала только 1 девочка с ОПФР).

Дети со сложными заболеваниями проживают в городе и сельской местности, воспитываются в биологических и приёмных семьях. У каждого свой диагноз, своя степень интеллектуальной недостаточности. Но все они одинаково сильно нуждаются в общении, внимании, заботе и любви. Без них невозможна социальная адаптация особенных детей, которой сегодня уделяется огромное внимание на самом высоком государственном уровне.

Дать новые знания, умения и навыки, развить творческие способности, помочь обрести новых друзей, научить принимать взрослые решения, подготовить к самостоятельной жизни — это только часть целей проекта «Передай добро по кругу». Его разработчики — высокопрофессиональные и талантливые учителя-дефектологи СШ №3 Юлия Хаткевич и Екатерина Матусевич. С сентября 2022 года они организуют в школе классные часы, творческие встречи, круглые столы и другие мероприятия, в которых дети с особенностями развития участвуют наравне со своими сверстниками.

Верные помощники педагогов — старшеклассницы из волонтёрского отряда «Сердце в руках», специально созданного в рамках данного проекта. Плодотворным является и взаимодействие с районным комитетом БРСМ, воскресной школой при храме Святителя Николая Чудотворца в Поставах, центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Поставского района.

Важно, что проект «Передай добро по кругу» помогает установить более тесные отношения между всеми учащимися. Пока особенные школьники развивают свои социальные навыки, другие дети учатся быть максимально толерантными к сверстникам с ОПФР, развивают в себе все самые добрые и светлые чувства.

Сквозь тернии – к звёздам

То, что цели проекта успешно достигаются, подтвердил недавний классный час в 7 классе. На него были приглашены Максим Ярошевич и Алексей Кисель — особенные ученики, находящиеся на надомном обу­чении, но периодически посещающие учреждение образования. Несмотря на имеющиеся у них расстройства аутистического спектра, ребята вместе со школьными друзьями участвовали в увлекательных и познавательных играх, делали поделки и чувствовали себя при этом абсолютно комфортно. И для самих мальчишек (а они неговорящие), и для их педагогов это — колоссальный успех. И шли они к нему вместе маленькими, но уверенными шагами…

— Раньше каждый приход в школу для Максима был огромным стрессом, — рассказывала педагог надомного обучения СШ №3 Нина Володько, уже почти 4 года работающая с мальчиком. — Он и плакал, и просьбы игнорировал, и быть в новой обстановке отказывался… Зато теперь смотрю на него — и душа радуется. Он и пишет красиво, и читает бегло, и задания успешно выполняет! Более того — с удовольствием снимается в видео­роликах, которые записываем для различных конкурсов и нашего проекта «Передай добро по кругу». В этом огромная заслуга и мамы Максима, которая вкладывает в него много времени и сил.

«Наши звёздочки» — так любя называет педагог своих особенных учеников. В том, что в каждом из них огромный, как Вселенная, потенциал, уверена и заместитель директора по учебно-воспитательной работе СШ №3 Татьяна Ивко. Именно она инициировала создание в школе проекта «Передай добро по кругу».

— Проект рассчитан на 3 года, и мы будем продолжать его и в следующем году, — отмечала Татьяна Николаевна. — В его важности нет сомнения. И в нашем городе, и во всей Беларуси неуклонно растёт количество детей с особенностями развития. Очень много детей с РАС. При этом помощь нужна не только ученикам с тяжёлыми диагнозами, но и их родителям, педагогам. Ведь в этом случае в обучении нужны особенные методики, особенное отношение к детям.

2 апреля является Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма. Дата установлена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года. Уже тогда в ней выражалась обеспокоенность: во всех регионах мира становится всё больше детей, страдающих аутизмом. В документе подчёркивалась важность раннего диагностирования РАС.

По опыту могу сказать: очень важны индивидуальный подход к каждому особенному ученику и эмоциональная составляющая. Хотят такие детки с тобой обниматься — нельзя им в этом отказывать. Есть у них увлечения — нужно их максимально поддерживать.

­Татьяна Николаевна не раз лично убеждалась, что у особенных детей есть много особенных способностей. Вспоминала: кто-то души не чает в компьютерах, а кто-то часами может говорить о звёздах и космосе. Да что там говорить! Один ученик мог слепить все планеты в нужном масштабе и на правильном расстоянии расположить их от игрушечного Солнца.

Такие факты подтверждают: свой творческий внутренний «космос» есть абсолютно у каждого ребёнка, независимо от наличия или отсутствия заболеваний. И проект «Передай добро по кругу» продолжает его открывать…

Анна Колтан, руководитель УМО учителей начальных классов и учителей-дефектологов СШ №3



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.