В Поставском лесхозе рассказали, как охотиться, чтобы не нанести вреда природе

Важное Природа

Каждый охотник желает знать, где не только сидит фазан, но и ходят-бродят лось, волк, олень и другие животные. Другой вопрос — как добыть их законно, не нанеся ущерба дикой природе и государству? Об этом и других «охотничьих» темах — в интервью с ведущим инженером по охотничьему хозяйству Поставского лесхоза Юрием Ракелем.

— Юрий Антонович, что делать человеку, у которого вдруг появилась охота поохотиться…

— В первую очередь — получить государственное удостоверение на право охоты. Для этого нужно пройти обучение на базе республиканского унитарного предприятия «Белохота» (оно стоит 130 рублей). Это можно сделать очно: подготовка будет длиться в течение двух недель с 18.00 до 21.00 по будням.

Есть и дистанционный вариант обучения, который в большинстве случаев выбирают поставчане. Необходимый материал в виде лекций и тестовых заданий предоставляется на сайте «Белохоты», на его изучение даётся 28 дней. Затем я в здании нашего лесхоза принимаю зачёты и экзамен. «Абитуриент» также проходит медкомиссию, и ему выдаётся разрешение на покупку гладкоствольного ружья, которое он обязательно регистрирует. Вот и вся процедура получения удостоверения.

— Много ли охотников на Поставщине?

— Государственное удостоверение имеют 500 человек, около 15 — женщины. В Поставском районе они могут осуществлять охоту на территории четырёх охотхозяйств: двух частных и двух государственных. Охотничьи угодья Поставского лесхоза занимают 35 тысяч гектаров, всего их в районе около 200 тысяч гектаров. Кроме лесхоза, они принадлежат районной организационной структуре Белорусского общества охотников и рыболовов, ООО «Озеро» возле Новинок, небольшому частному хозяйству «Загородный дом».

— Какие самые популярные виды охоты в Поставском районе?

— Зависит от сезона. Всегда есть спрос на мелкую дичь, на пернатых. Много желающих отправиться на загонную охоту на лося — в разрешённый период с августа по январь добываем около 50 особей. За сезон отстреливаем порядка 90 косуль, 20 оленей. Цифры эти неслучайны: каждый год на территории нашего охотхозяйства определяется относительная численность каждого вида диких животных. Исходя из этих данных решается, сколько особей может быть добыто охотниками без угрозы для популяции.

Отмечу также, что с октября прошлого года разрешено отдавать охотникам тушу добытого кабана (до этого из-за АЧС его мясо 9 лет в пищу не употребляли). Ситуация красноречиво свидетельствует о том, как важно регулировать численность  его популяции. Стала большая плотность проживания — и быстро пошло заражение и массовый падёж.

— Откуда к нам приезжают охотиться?

— Частые гости у нас — жители Минска, соседних районов, разных регионов Витебщины. Активно охотятся сами поставчане. Иногда на выходных набирается 50 человек и больше. В таком случае делимся на бригады и идём с егерями на крупную дичь. На мелкую, а также на пернатых можно охотиться самостоятельно.

— Для лесхоза это дело прибыльное?

— В последнее время мы вышли на самоокупаемость. И это несмотря на то, что затрат у нас немало: охотхозяйство оснащено машинами, мотоциклами, снегоходами, есть тепловизоры, другие приборы ночного видения. Для подкормки животных ежегодно покупаем около 20 тонн хорошего зерна. Содержим два охотничьих дома, три работника получают за свой труд достойную зарплату.

— А вообще охота — это дорогое удовольствие?

— Судите сами. Например, на водоплавающую утку и зайца путёвка стоит 60 рублей. За добытого небольшого дикого кабана придётся заплатить 1 базовую величину (37 рублей), за крупную особь — две. При добыче лося определяющую ценность имеют рога. Если на них несколько небольших отросточков, заплатите 800 рублей за добытую особь, если сильно разветвлённые, она может обойтись и в 2 тысячи. Кстати, именно трофейная охота приобретает в стране всё большую популярность.

73% белорусских бурых медведей обитает в Витебской области.

— В последнее время всё чаще говорят о наличии в наших лесах медведей…

— Сам лично встретил медведя  пару лет назад. Ехал на машине недалеко от деревни Балаи, смотрю — сидит на муравейнике и ворошит там что-то. Я по тормозам — а медведь на задние лапы. Ростом 175 сантиметров где-то был. Показалось, что плечи у него узкие, а голова какая-то несуразно большая. Заметив машину, ушёл в лес, пару раз на меня оглянувшись.

Ещё один медведь был замечен возле деревни Домути на Лынтупщине. Всего же их в районе около 15, а в области, для сравнения, уже около 1000. Существенно увеличились на Поставщине популяции ещё двух видов краснокнижных животных — барсука и рыси. Их всё чаще встречают в наших лесах.

— Со временем количество желающих охотиться не уменьшается?

— 20 лет назад право заниматься охотой в Беларуси имели 100 тысяч человек. С того времени цифра не изменилась. При этом регулярно, а не раз от раза охотится половина.

Если брать Поставский район, то меньше охотников становится в сельской местности (как, в принципе, и населения). Но количество не влияет на качество. В Камаях, например, живёт активный охотник, которому 83 года. Недавно он приходил за путёвкой на зайца. Как видим, возраст охоте не помеха. Главное, что она проводится по правилам. И моё пожелание — чтобы их соблюдал каждый, кто решил пойти с ружь­ём в лес или поле.

Инна Снежкова
Фото предоставил Юрий Ракель



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.