11 ноября — Международный день энергосбережения. В Беларуси взят курс на энергетическую безопасность

Природа

11 ноября – Международный день энергосбережения

Энергетика — один из ключевых элементов экономики нашей страны, а значит, и индикатор уровня её развития. Отсюда и пристальное внимание к отрасли на высшем государственном уровне. В Беларуси курс взят на вовлечение в использование местных видов топлива, замещение импортируемых и рациональное использование собственных природных ресурсов и бюджетных средств. Конечная цель — энергетическая безопасность и независимость нашей страны от поставляемого сырья, снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта.

Эра мирного атома

Уже не первый год в топливно-энергетический баланс страны по-максимуму вовлекаются не только местные виды топлива, но и возобновляемые источники энергии. Относительно недавно своё место в одном ряду с неисчерпаемой энергией солнца, ветра и воды занял мирный атом. Не располагая большими запасами традиционных видов энергоресурсов, Беларусь сделала ставку именно на его использование и возвела собственную атомную электростанцию с двумя энергоблоками. Как раз на днях состоялась её приёмка в эксплуатацию с участием главы государства. Президент назвал станцию чудом и отметил, что её строительство было исторически верным решением. И это, без сомнения, так. БелАЭС позволила не только укрепить энергетическую безопасность страны, но и сделать большой шаг в технологическом развитии национальной экономики, повышении качества жизни людей, обеспечив возрастающий спрос на электро­энергию. Но и это не всё. Станция стала драйвером развития смежных отраслей экономики и расширения применения электроэнергии. Уже сегодня готовится к реализации ряд инновационных проектов в промышленности, науке, медицине.

Тепло от розетки

Если уйти от пространных рассуждений и говорить о приземлённых, всем понятных вещах, то, к примеру, благодаря возведению станции стала возможна электрификация жилья. Понятное дело, речь не о лампочке Ильича, а об электроотоплении домов от розетки. Интерес к этой теме люди стали проявлять с 2019 года, когда государство сделало выгодное предложение — ввело специальный тариф на электрическую энергию для отопления и горячего водоснабжения. На тот момент в народе его окрестили «3 копейки». Практически за 5 лет своего существования тариф увеличился лишь на одну копейку и сегодня составляет 4. Белорусы деньги считать умеют. Ценят комфорт. Оттого и число желающих заменить печной обогрев жилья в частном секторе на электроотопление с каждым днём неизменно увеличивается. Естественно, услуга наиболее популярна в негазифицированных населённых пунктах и частном секторе.

— За весь период действия услуги к нам поступило 1 229 запросов о наличии технической возможности на подключение индивидуальных жилых домов к электросетям для отопления и горячего водоснабжения, по 946 из них, а это 77%, дан положительный ответ, — рассказывает начальник Поставского района электрических сетей Николай Ожель. — После прохождения всех необходимых процедур пик перевода домов на электрообогрев приходится на начало отопительного сезона. В этом году начиная с сентября и по сей день мы подключаем порядка двух абонентов ежедневно.

Однако одного желания перевести дом на электроотопление недостаточно — нужны необходимые мощности в распределительной сети. Это касается и трансформаторных подстанций, и линий электропередачи. А их, к сожалению, сегодня не хватает. По той причине, что активная электрификация района началась в 1960-е годы. Основная реконструкция велась в середине 1980-х. И даже та, что проходила позже, проектировалась по другим нормам потребления. Исправить ситуацию способна лишь реконструкция или капитальный ремонт сетей. При их планировании проводим предварительный опрос населения и уже с учётом желания людей использовать электроэнергию для отопления составляем проект.

В частности, в соответствии с Гос­программой «Комфортное жильё и благоприятная среда» на 2021—2025 годы, энергетики в этом году провели реконструкцию электрических сетей, подведённых к жилфонду, в населённых пунктах Лынтупы по ул. Заречной и Надречной, Лучай (Садовая), Камаи (Разбейкина, Нарочская, частично Гагарина), Новосёлки (Боровая). Приступили к работам в Дуниловичах по ул. Школьной и Осененко. Всего в этом году будет реконструировано 12,7 км линий электропередачи. На очереди — Курополье, Воропаево, Голбея.

Помимо этого, работники Поставского РЭС собственными силами ведут замену голого провода на изолированный, тем самым увеличивая его сечение и изменяя конфигурацию сети. В этом году капитальный ремонт сетей прошёл по ул. Заслонова, Школьной и Гагарина в райцентре, в Волках, Идолино и частично в Ломижино, а также подведённых к фермам в Новосёлках и Василинах. Заменено 4 км провода.

Электроотопление не является прерогативой индивидуальных домовладений: в районе возводятся и электрифицированные многоквартирные дома. Первой ласточкой масштабного проекта стал 12-квартирный дом в Новосёлках. В этом году эстафету переняли Поставы, где в районе улиц Юбилейной и Кляро подходит к завершению строительство 40-квартирной пяти­этажки. Планируется, что здесь вырастет целый квартал многоквартирных домов на электричестве. Также благодаря реконструкции сетей возможность обогревать от розетки свои квартиры появится у жильцов многоквартирных домов №84 и №84 «А» по ул. Советской в райцентре.

Электротранспорт

Поспособствовала БелАЭС и развитию электротранспорта. Правда, в нашем городе он пока не снискал такой популярности, как в столице, и уж тем более как в Китае — мировом лидере по производству и покупке электромашин. Возможно, причина кроется и в отсутствии инфраструктуры. Сейчас владельцы таких авто вынуждены покупать преобразователи и заряжать батарею электромобиля от домашней сети. Но это временно: «Белтелеком» инициировал установку электрических заправочных станций по всей стране. Первая в Поставах появится на стоянке за кинотеатром. Уже получены технические условия для её возведения.

Не исключено, что этот факт заставит многих посмотреть под другим углом на покупку электромобиля и оценить его по достоинству. Среди основных плюсов, по мнению специалистов, — экологичность, бесшумность, надёжность, долговечность и, конечно, экономичность. Кроме того, для владельцев такого транспорта предусмотрен ряд льгот со стороны государства. В частности, до 2025 года им не нужно платить транспортный налог и НДС при ввозе такой машины в Беларусь.

Зелёный свет для пеллет

В конце прошлого месяца правительством Беларуси принято постановление №716, которым утверждён комплекс мер по увеличению использования пеллет. К слову, преимущество древесных топливных гранул по сравнению с теми же дровами и щепой УП ЖКХ Поставского района оценило ещё до подписания документа, заменив в 2020 году на двух котельных в Лынтупах дровяные котлы на загружаемые пеллетами. Подсчитано: 4 новых агрегата мощностью по 150 киловатт каждый экономят предприятию порядка 30 тысяч рублей ежегодно. Это и сокращение издержек на обслуживающий персонал, и на электроэнергию, и на топливо.

— Котлы эффективные, работают в автоматическом режиме и выводят все данные на пульт управления, установленный на телефоне у мастера, обслуживающего 2 котельные. (Раньше их функционирование поддерживали 8 работников.) При этом постоянного присутствия мастера на объектах не требуется — в отопительный сезон достаточно загружать бункер раз в 2-3 дня, — акцентирует внимание на экономическом эффекте и улучшившихся условиях труда начальник производственно-технического отдела УП ЖКХ Ольга Шитько. — Поскольку пеллеты загружаются вручную, покупаем их в расфасовке по 15 килограммов. Раньше нам их поставляло государственное предприятие из Бобруйска, с апреля этого года — Поставский мебельный центр: по цене и другим условиям (объёму упаковки, наличию доставки) предложение этого предприятия оказалось самым выгодным.

Эффективность использования топливных гранул налицо и по ряду других параметров: они имеют высокую теплоотдачу, при сжигании практически не образуют золы, что в разы сокращает чистку оборудования, кстати, тоже минимального. Плюс к этому пеллеты безопасны и экологичны. Сравните: если при работе дровяных агрегатов на лынтупских котельных в атмосферу «улетало» 64 тонны загрязняющих веществ в год, то теперь этот показатель снижен до 7,5 тонны.



В тему:

Александр Готовчик, начальник районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Благодаря строительству БелАЭС государство сформировало собственную ядерную инфраструктуру. Станция — это надёжный, экономичный и, что очень важно, экологичный источник энергии. Ставшие популярными в последнее время электрокотлы и электромобили не производят вредных выбросов в атмосферу, поэтому это ещё и вклад нашей страны в общее дело по смягчению последствий изменения климата. Цифры говорят сами за себя: со вводом в эксплуатацию ­БелАЭС выбросы парниковых газов сократились более чем на 9 миллионов тонн в год. Недаром мирный атом отнесён к разряду зелёной энергетики.

Вероника Филанович



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.