Поставчанин Вадим Соковнин рассказал, как большое увлечение кузнечным делом стало делом жизни

Главное Общество

13 лет назад поставчанин Вадим Соковнин уехал на Урал — к девушке, с которой случайно познакомился в интернете. С собой в Россию он увёз… большое увлечение кузнечным делом и именно им на новом месте стал зарабатывать на жизнь. Его там долго «закаляли» недобросовестные клиенты и наниматели, многочисленные трудности, но Вадиму хватило внутреннего «огня» выстоять и найти себя. Сегодня он любящий муж и отец двоих детей, руководитель авторской творческой мастерской в Екатеринбурге, продукцию которой заказывают клиенты со всего мира. О том, как ковался этот успех, — в интервью с молодым мастером древнейшего ремесла, ненадолго приезжавшим в ноябре в родной город.

— Вадим, с каким настроением возвращаешься в Поставы?

— Для меня это и радостное, и очень волнительное событие. Во многом потому, что часто бывать на родине не получается: дорога в обе стороны составляет почти 7 тысяч километров. На машине в общей сложности это 100 часов в пути. Сам так ехал за рулём только однажды. Сейчас прилетел с семьёй на самолёте. Очень рад видеть родителей, остальных родственников, с которыми обычно общаюсь по видеосвязи. Всё по-родному, по-домашнему. Ощущения — будто никуда и не уезжал.

— К творчеству тебя тянуло с детства?

— Да, и любовь к нему у меня из семьи. Родители хорошо рисуют, и эта способность передалась и нам с сестрой — мы окончили в Поставах художественную школу. Бабушка — Лидия Еловик —всегда шила одежду, вышивала. Дед Александр мог сделать всё своими руками. Мастер был от Бога. Работал в кузнице, многое изготавливал из дерева. Ножи, топоры, мечи, щиты, лодки — что бы ни сделал, всё было аккуратным и качественным.

Жили они с бабушкой в очень живописном месте — на самом берегу Мяделки. И эту творческую атмосферу я впитывал с малых лет. Постоянно наблюдал за дедом, брал в руки его инструмент. А тот не перечил. Но когда узнал, что я пошёл учиться в кузницу, сокрушался, мол, зачем, это же такой тяжёлый труд. Говорил: «Ты же так хорошо рисуешь портреты — лучше художником будь».

— Когда решил, что хочешь работать в кузнице?

— В 11 классе я увлёкся компьютерными играми про Средневековье. Там нужно было виртуально ковать доспехи, а мне на фоне этого захотелось сделать себе реальные, особенно кольчугу. И так совпало, что во время фестиваля «Звіняць цымбалы і гармонік» я увидел на площади известного поставского кузнеца Юрия Фурса. Подошёл к нему, попросился в ученики. Он не отказал, и, думаю, это стало поворотным событием в моей жизни.

— Каким было ваше творческое сотрудничество?

— Дядя Юра научил меня гнуть и варить металл, допустил к горну, первой поковке… Ему я помогал выполнять заказ в поставском костёле, вместе ездили в Минск на выставку мебели, часто бывал в его усадьбе в Трабутишках. Когда уехал в Россию, постоянно обращался к нему за советом и всегда его получал.

Постоянно восхищался тем, что у дяди Юры каждая работа со смыслом, своей философией, и позже старался перенести это в собственное творчество. Очень важными для меня оказались его мудрые житейские советы. Дедушки уже тогда в живых не было — он умер в почтенном возрасте, когда я служил в воздушно-десантных войсках. До сих пор жалею, что так и не поговорили с дедом по-взрослому, по-мужски. В России о нём мне напоминает его инструмент, наковальни, которые я привёз из Постав.

— Расскажи, как судьба тебя забросила на Урал.

— Случайно. В «Одноклассниках» познакомился с девушкой. Сначала перекинулись парой слов, а потом завязалась переписка. Было много общих тем для разговоров: Валюша тоже рисует, она дизайнер-художник, шьёт замечательно. А потом понял, что пришло время действовать, — и полетел к ней знакомиться. Затем она ко мне приехала в гости. Из Постав уезжали на Урал уже вместе. По иронии судьбы, это родина моего отца: он лётчик и приехал служить в Поставы в советское время.

— Неизвестность не пугала?

— Нет. Хотя понимания, кем я там буду, не было. По приезде начал обивать пороги местных кузниц. В одну из них меня приняли. Дали размеры, эскизы — работай. Делать умел далеко не всё, обучался в процессе, просил помощи у коллег. По разным обстоятельствам кузницы пришлось менять не раз. Все они размещались на окраинах Екатеринбурга, добираться на работу приходилось по 2-3 часа. Усталость была неимоверная, а денег — мизер. Чтобы заработать, брался за очень сложные заказы: занимался художественной ковкой балконов, перил. Но не всегда за свой труд получал деньги: мог «кинуть» наниматель или заказчик, который не платил оговорённую сумму.

— Что помогло стать на ноги?

— Знакомый реконструктор предложил одолжить мне денег. За них я купил первое оборудование и снял холодное помещение с дырой в стене. Отодвинул гордость и пошёл по кузницам — просил отдавать мне все заказы, от которых там отказывались. То решётку на окно сделаю, то ещё что. Сработало сарафанное радио — и заказы стали существеннее, появилась возможность развиваться в художественном направлении. Подспорьем стали кузнечные мастер-классы, которые проводил для молодожёнов. Колоритные костюмы для них делал вместе с супругой. Заработанное начал вкладывать в производство. Снял новое помещение, купил «Жигули»-«четвёрку», разрисовал её и разъезжал повсюду с горном и кузнечными мехами.

— По фото в интернете вижу, что сейчас у тебя другое направление работы…

— Постепенно художественная ковка стала менее популярной, да и меня она стала тяготить. В творчестве я упёрся, стал «буксовать». И однажды знакомый мастер спросил, почему я не хочу попробовать делать… топоры. Я никогда этот вариант не рассматривал, но решил попытаться. Понадобился год, чтобы вникнуть в это направление.Учителем стал интернет: смотрел You Tube, ролики мастеров, которые работают за границей. Со временем сделал 10-15 пробных топоров и удивился, когда приехал человек и все их сразу у меня купил. Понял, что это может быть прибыльно и востребовано. Постепенно стал объединять других мастеров, чтобы вместе сделать больше.

— Сколько человек сейчас работает в твоей команде?

— 16. Наша мастерская называется «Уральский мастеровой», и там можно заказать топоры, ножи, щиты ручной работы, изделия из кожи. Поначалу активно их продавать помогал «Инстаграм». Я обучился фотографии, активно вёл страницу. И это дало результат — на неё подписались около 50 тысяч человек. Изделия стали разлетаться по всему миру — отправляли их в разные штаты США, Италию, Германию и другие страны Европы, в Китай. Люди ценят наши изделия за качественное исполнение и индивидуальный подход, заказы бывают на очень внушительные суммы. Сам я теперь их изготовлением не занимаюсь — работаю с клиентами. Они бывают и из Беларуси. По телефону сразу узнаём друг друга по говору. А вообще, в России мне живётся комфортно. Россияне белорусов не иначе как братьями называют, очень тепло к нам относятся.

— У тебя впечатляющий путь к успеху…

— Я шёл к нему 10 лет. И только к 35 годам могу сказать, что чего-то достиг. Сейчас у меня наконец-то есть возможность чувствовать жизнь, больше времени уделять семье. Буду рад, если мой семилетний сын захочет продолжить моё дело. Но будет так или нет, решать только ему.

В любой жизненной ситуации — будь то успех или провал — рядом со мной супруга. Она всегда в меня верила, даже когда от неудач опускались руки. Сегодня, как и 13 лет назад, мы счастливы вместе, и у нас есть немало планов на будущее. Одно из моих личных желаний — когда-нибудь заняться переработкой пластика, так как у меня болит душа за экологию. Много направлений для развития есть и в кузнице. Что получится, посмотрим. Главное — жить по принципу «не жалуйся, а работай». Тогда шансы на успех в этой жизни значительно возрастают.

Инна Стадник



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.