В добрый путь, или Почему следует вернуть широкую известность узкоколейке Лынтупы–Кобыльник

Главное История

«Из-за стены леса вынырнул крошечный паровозик с такими же крошечными вагончиками. Раздался глуховатый гудок, и перед нами остановился необычный поезд. Я помню удивление моих попутчиков. И ведь было чему порадоваться: рядом фыркали современные автомобили, над головой проплыла двукрылая «аннушка», а тут — такой транспорт!

…С шумом заняли места в вагончиках. Предстоял путь почти в 40 километров. Паровозик натужно кряхтел, выпускал, как большой, всамделишный, пары, на поворотах подавал весёлые гудки и… увозил счастливых пассажиров в сказку, а может, в детство?!»

«Сказочный» мини-поезд бежит по узкоколейке Лынтупы — Кобыльник. Лето 1962 года. Фота А. Чуланова.

Так начинается статья «А навстречу — весёлый гудок», опубликованная 5 мая 1987 года в газете “Знамя юности”. В ней один из авторов — А. Чуланов — вспоминает свой первый приезд на Лынтупщину летом 1962 года. Тогда он с товарищами отправился в необычное путешествие по курортной (так её называли в народе) узкоколейке Лынтупы—Кобыльник. По ней жители Литвы часто ездили отдыхать на «Виленское море», как тогда называли озеро Нарочь.

Но несмотря на такой романтический статус, у этой узкоколейки было куда менее радужное начало — в 1916 году её построили немецкие войска. Она была одной из сотен прифронтовых узкоколеек, проложенных в годы Первой мировой вдоль проходившей по территории Беларуси линии фронта. По ней перевозили продовольствие, строительные материалы, личный состав германской армии.

Вокзал ст. Лынтупы железной Свентянско-Березвечской дороги

Сеть узкоколеек, построенная недалеко от Лынтуп в годы Первой мировой войны
Вокзал в д. Ярево Поставского района, 1916-й год
Прифронтовая узкоколейка возле д. Можейки Поставского района
д. Шеметово Мядельского района. Апрель 1916 г.

Закончилась война и началась новая жизнь узкоколейки. Её популярности во многом поспособствовало то, что с 20-х гг ХХ века в нарочанском крае началось активное развитие туризма. Так как основные туристические объекты были сосредоточены на побережье озера, в 1937 году узкоколейка была продлена на 4,18 км от Кобыльника (совр. д. Нарочь) до Купы (совр. к. п. Нарочь), где из старых грузовых вагонов (!) был построен пассажирский вокзал.

Железнодорожная история местечка Лынтупы началась за 20 лет до появления узкоколейки Лынтупы—Кобыльник. В 1895 году через местечко была проложена первая в Российской империи частная узкоколейка Свенцяны- Березвечь.
Открытие нового 4-км участка узкоколейки. 1937-й год.
До начала Второй мировой войны в д. Купа (совр. курортный посёлок Нарочь) был построен причал для яхт и здания двух турбаз. Так как озеро Нарочь было самым крупным озером довоенной Польши, курорт привлекал на отдых жителей из разных регионов страны.

Первое расписание поездов на «курортном» маршруте датируется 1922 годом. Согласно ему, 40 км пути поезд проходил за 3 часа. Тогда остановочных пункта было 4: Лынтупы, Ольшево, Константинов Великий (совр. Константиново), Кобыльник. Позже были добавлены остановочные пункты Трабутишки, Петрополь, Белишки, Грумбиненты и др.

Несмотря на значимость узкоколейки для социально-экономического развития края, 1 октября 1924 года движение на ней без объяснения причин было прекращено. Появились слухи, что дорога будет полностью ликвидирована. Этого, к счастью, не произошло: узкоколейку отстояли лишённые железнодорожного сообщения жители «попутных» населённых пунктов, поспособствовал восстановлению движения и хозяин маёнтка Ольшево пан Хоминский.

Таким образом жизнь узкоколейки «Лынтупы—Кобыльник» была продлена на 39 лет. Окончательно и бесповоротно ёё закрыли в третьем квартале 1963 года. Главным аргументом было то, что грузо- и пассажироперевозки экономичнее осуществлять автотранспортом.

“Нашлись скучные люди, которые посчитали, что современное шоссе и современный автобус куда удобнее той узкоколейки. Слов нет, нужен и современный транспорт. Но как много мы потеряли, убрав экзотическую железную дорогу,” — разочарованно констатирует автор вышеупомянутой статьи в “Знамя Юности”.


История узкоколейных пассажирских перевозок на территории современной Беларуси оказалась весьма непродолжительной: в 1895 году пошёл первый поезд по первому участку Свентянского подъездного пути, а уже в 1965 году ликвидировали последнюю пассажирскую узкоколейку Новоельня—Новогрудок.


Конец курортной сказки с “игрушечным” паровозиком действительно оказался грустным: чудо-технику увезли из Лынтуп в неизвестном направлении (есть предположения, что в Минск), колею шириной 750 мм разобрали. Казалось бы, всё — поминай как звали утраченную узкоколейку. Но спустя более чем полвека нашёлся энтузиаст, желающий вернуть известность этому маршруту.

Энтузиаст этот — 32-летний минчанин Артём Слизкий. Он единственный в Беларуси успешно организует экскурсии по сохранившимся в нашей стране узкоколейным железным дорогам. Туристов (а группы набираются по 20-30 человек) Артём катает на арендуемых составах из тепловоза и пассажирского вагона. В собственности у него есть 2 мотодрезины, которые он также использует для увлекательных покатушек по узкоколейкам. Их в Беларуси, кстати, сохранилось около 25. Сегодня они используются лишь на торфопредприятиях для доставки торфа от мест добычи к местам переработки.

Артём Слизкий
Артём Слизкий с туристами

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Экскурсии по узкоколейкам (@750mm.by)

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Экскурсии по узкоколейкам (@750mm.by)

Этой темой я увлёкся ещё в 2008 году, — вспоминал Артём. — Так как учебника под названием «История узкоколеек Беларуси» в природе не существует, приходилось самому собирать её по крупицам. Информацию искал в библиотеках и интернете, много работал со старыми картами, архивными документами. Подчеркну, что я не историк, а популяризатор белорусских узкоколеек. Они для меня как портал в другое измерение, в другую эпоху.


9 марта Артём Слизкий зарегистрировал частное историко-культурное учреждение по сохранению наследия узкоколейных дорог “Неизведанная узкоколейка”. Эта некоммерческая организация создана для того, чтобы сохранить и популяризировать техническое, историческое, культурное наследие белорусских  узкоколейных железных дорог. Одна из главных целей — создать уютный музей узкоколеек, где можно было бы восстанавливать редкую технику, принимать гостей и устраивать различные мероприятия.


Артём Слизкий изучал узкоколейки не только в теории, но и на практике: постоянно колесил по разным уголкам Беларуси в поисках следов утраченного исторического наследия. С этой же целью он в 2019-м впервые приехал на Лынтупщину.

— Скажу честно: изначально нарочанская узкоколейка какого-либо трепета у меня не вызывала. Подумаешь, 40 километровый, идущих через лес да через  пару деревень! Но теперь беру свои слова обратно. Когда я прошёл пешком большую часть маршрута, сделал для себя важное открытие: из всех бывших пассажирских белорусских узкоколеек лынтупско-нарочанская единственная имеет такую высокую степень сохранности. Хорошо “читается” не менее 90% пути. На местности его легко идентифицировать, так как в своё время на местности были выполнены достаточно объёмные земляные работы: вырыты выемки и сделаны насыпи. Правда, идти строго по ней не всегда представляется возможным, так разрослись лес и кусты. Но всё равно можно убедиться, каким живописным был этот путь!

Путь узкоколейки Лынтупы — Кобыльник сохранился не менее чем на 90%
Так выглядит маршрут бывшей курортной узкоколейки сегодня

В статье «А навстречу — весёлый гудок» авторы отмечали, что «маршрут узкоколейки нанизал на себя множество исторических достопримечательностей, красот природы».

Мимо [в Нарочи] проплыл костёл — архитектурный памятник начала века, рядом деревянная колокьльная начала XVIII века. …Незаметно мы подъехали к селу Константиново с чётким ориентиром в центре — костёлом. А чуть позже кондуктор объявил следующую остановку: «Ольшево. Кому нужно попасть на Голубые озёра, выходите здесь».

На время покинули поезд. С интересом осмотрели бывшую помещичью усадьбу и парк с редкими породами деревьев. Прихватив рюкзаки, направились к ажурному железнодорожному мосту, что взметнулся над рекой Страчей. …Дальше тропа взбежала на крутой холм явно ледникового происхождения. Вот и вершина. Любопытно было понаблюдать за реакцией попутчиков. Сначала — немое удивление, затем — восклицание типа «Ну и красота!». А перед нами, подобно огромным сапфирам, в зелёной оправе лесов далеко внизу под лучами солнца сияли озёра… Вот, она, сказка наяву…

Но на этом маршрут не закончился. Мини-поезд пригласил дальше, в Лынтупы. Возможно, вы и не слышали о таком посёлке? А зря. Там есть на что посмотреть».

Озеро Глубелька. Фото с сайта balto-slavica.org

О лынтупских достопримечательностях я знаю много. А вот о каком «ажурном железнодорожном мосте» говорили авторы? Задаю этот вопрос Артёму.

Это была впечатляющая конструкция, соединяющая два берега реки Страчи, — ответил он и показал сохранившееся фото. — Сам я по профессии инженер, закончил БНТУ по специальности «Мосты, транспортные тоннели и метрополитены», проектировал 3-ю линию минского метро, некоторое время работал и на его строительстве. Поэтому хорошо представляю, как пришлось потрудиться инженерам, чтобы возвести мост длиной около 70 и высотой 20 метров. Сегодня по обе стороны реки отлично сохранились подступы к мостовому переходу, с высоты бровки которых можно оценить всю масштабность бывшего сооружения. В моих планах произвести лазерное сканирование существующего рельефа, чтобы в последующем было возможно воссоздать 3D-модель утраченного моста.

Тот самый «ажурный» мост через Страчу
За все 50 лет эксплуатации на узкоколейке не было построено ни одного капитального сооружения из кирпича или бетона. Все мосты были выполнены из дерева, поэтому сегодня от них практически ничего не осталось. Но ещё можно обнаружить торчащие из воды деревянные сваи, служившие опорой мосту, а так же сваи от ледоломов, защищавшие опоры моста от весеннего ледохода.

Это один из «второстепенных» планов Артёма. Есть и множество других — более серьёзных и масштабных.

Было бы здорово сделать хотя бы 20-километровый экскурсионный маршрут по насыпи узкоколейки: например, от Лынтуп до Ольшево, — делился своими задумками Артём Слизкий. — Пешую или велосипедную прогулку по этому маршруту можно было бы объединить с посещением Голубых озёр, Нарочи, Комарово, Константиново (использование автотранспорта никто не отменяет). Эти и другие населённые пункты, достопримечательности, находящиеся в них и округе, — как отдельные бусинки, из которых, на мой взгляд, можно сделать красивое и колоритное ожерелье.

Будут ли желающие его примерить? Артём уверен, что будут.

Я уже достаточно давно организую экскурсии и по опыту могу сказать: в Беларуси много любителей активного отдыха, готовых преодолевать ради него любые расстояния, — продолжал он. — Немаловажно, что в окрестностях Лынтуп, Нарочи достаточное количество агроусадеб и, если делать 2-дневную программу, с размещением туристов вопросы были бы решены.

Понятно, что одному человеку, каким бы энтузиастом он ни был, осуществить задуманное не под силу. Поэтому Артём хотел бы обсудить свои идеи с представителями местной и районной власти, всеми заинтересованными  этой темой людьми. Поэтому в планах — организовать круглый стол и сообща решить, как можно использовать бывшую узкоколейку во благо развития туризма в лынтупском регионе.

Если бы в Лынтупах был прокат велосипедов, это бы сделало маршрут ещё привлекательнее, — уверен Артём. —Многие велолюбители с удовольствием поколесили бы по окрестностям тех же Лынтуп, Друи, куда можно легко добраться по «железке». К сожалению,  много лет остаётся нерешённым вопрос перевозки велосипедов на поездах. А это бы значительно упростило организацию велопутешествий.

Самый дерзкий и отдалённый план Артёма (он пока имеет статус мечты),  чтобы по утраченной узкоколейке снова поехал тот самый сказочный мини-паровоз. Один такой в Беларуси сохранился (возможно, он даже из Лынтуп, вопрос его происхождения остаётся открытым). Состояние этой «кукушки» плачевное, но, как утверждают российские специалисты, поставить её на ноги (точнее, на рельсы) можно. Но для осуществления этого проекта необходимо серьёзное финансирование. По предварительным оценкам, стоимость восстановительных работ составит не менее 160 тысяч долларов, ещё 40 тысяч нужно, чтобы выкупить мини-поезд у нынешнего владельца.

Артём Слизкий в единственной сохранившейся в Беларуси «кукушке»

Об перспективах (пусть и отдалённых) по восстановлению узкоколеек 50 лет назад говорили и авторы той самой публикации в «Знамени юности»: «Во всех странах, где развита индустрия туризма, уже возрождены или возрождаются экскурсионные маршруты, в которых используется отжившие свой век транспорт — старые трамваи, пароходы, автомобили. В ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Польше узкоколейки давно восстановлены в целях туризма. Хочется верить, что пройдёт время, и в крошечном вагоне поезда зазвучит голос экскурсовода, который пригласит нас в удивительное путешествие в мир красоты, природы, сказки”…

Эта «кукушка» и сегодня катает туристов в Польше

Голос экскурсовода в бегущих по узкоколейках вагонах (пусть и не крошечных) всё же зазвучал, когда Артём Слизкий создал проект «750mm.by» и начал проводить свои первые экскурсии.

Чего-чего, а целеустремлённости ему не занимать: среди других увлечений Артёма спелеология и горы. Он восходил на  Эльбрус и Монблан, исследовал пещеры Кавказа, Крыма и др. В целом для неутомимого путешественника «в кайф» любые походы и экспедиции. Он не сомневается, что скоро вновь вернётся на Лынтупщину, чтобы ещё детальнее изучить поросшую кустами курортную узкоколейку и дальше её популяризировать. Не только говорить о ней, но и делать конкретные дела. Делать любыми путями.

Инна Снежкова, Артём Слизкий
Фото Артёма Слизкого, из открытых источников и частной коллекции Владимира Богданова

P. S. Весь собранный материал по узкоколейке Лынтупы—Кобыльник Артём Слизкий обобщил в 4-х частях статьи «Узкоколейка с историей в полвека, экспедиция длиною в год». Их можно прочитать на сайте 750mm.by, там же размещена вся информация об экскурсиях по узкоколейкам Беларуси.

Наверняка среди читателей газеты есть те, кто может поделиться воспоминаниями об узкоколейке Лынтупы—Кобыльник. Авторы статьи будут признательны за любую дополнительную информацию о ней. Телефоны для связи: — 8(029) 717-44-75 (Инна), 8(029) 509-19-42 (Артём).



Читайте также:
Экскурсии в прошлое. История 130-километровой брусчатки Поставы-Вильнюс
Не стёрли с лица земли, а в неё закопали. История «потерянного» в Камаях памятника времён І мировой войны
В Поставах состоялись торжественные мероприятия к 105-летию Нарочской наступательной операции (+видео)



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.