В районном краеведческом музее прошла встреча с представителями Могилёвской еврейской общины

Общество

Еврейские кладбища как исторические объекты

Под таким названием 12 июля в районном краеведческом музее прошла встреча с представителями Могилёвской еврейской общины Идой Шендерович и Александром Литиным.

Ида Шендерович и Александр Литин — известные в Могилёве люди, заботящиеся о сохранении еврейского наследия. Ида — историк, экскурсовод, координатор проекта «Узел жизни». Александр — профессиональный фотохудожник и фотожурналист, автор и составитель изданий по истории еврейской нации в Беларуси. По личной инициативе они приехали в наш город, чтобы встретиться и пообщаться со всеми неравнодушными к еврейской культуре жителями, поделиться интересной информацией о целом культе еврейских кладбищ, которых в Беларуси сохранилось около трёхсот.

У нас есть проект по восстановлению еврейского кладбища в Могилёве. Вместе с тем мы занимаемся изучением таких кладбищ по всей Беларуси. Ведь во многих городах до Первой мировой войны еврейское население составляло от 30 до 100%, — рассказывала Ида Михайловна. — В вашем районе очень много еврейских кладбищ. Из личных наблюдений могу отметить, что в западной части Беларуси они находятся в гораздо лучшем состоянии, чем в восточной. Связываю это сугубо с менталитетом, с религиозностью населения.

Ида Шендерович рассказывала о большой исторической и художественной ценности еврейских надгробий. На самом деле это не только личный памятник по усопшему (с религиозной точки зрения), но он ещё имеет прямое отношение к городской культуре того населения, которое здесь когда-то проживало. Надписи (правильно сказать — эпитафии) на еврейских надгробиях малопонятны местным людям. Некоторые из них — это стихотворные произведения, которые содержат как тексты из Святого Писания с именем и датой смерти усопшего, так и авторские пояснения, например: «умер от пандемии». И благодаря надгробию можно узнать информацию, которая относится к истории данного места.

Интересно было узнать, что надгробия изготавливали из разного материала: дерева, полевых камней, бетона, чугуна, керамики, мрамора и других. Часто можно встретить надгробия из гранита, который является недешёвым материалом. А учитывая тот факт, что выполнены они были искусными резчиками, можно говорить о неплохо развитой экономике в то время и о том, что люди могли себе это позволить.

Известно, что еврейская погребальная традиция запрещала портреты на надгробиях. Поэтому вся информация об усопшем передавалась при помощи символов. Например, рука, опускающая монету в ящик для пожертвований, говорит о том, что при жизни покойный много занимался благотворительностью. Корона над определённым символом — еврейский знак, обозначающий высокое положение человека при жизни. Единорога можно увидеть на могилах девушек как символ невинности умершей и много других.

Также надгробие позволяет увидеть личную информацию — имена, фамилии. С точки зрения гениологии, это большая возможность установить разорванные семейные связи евреев. Для изучения истории города это также немаловажный аспект. Ведь благодаря таким данным можно привлечь инвесторов, а также тех, кто хочет найти людей, живших здесь раньше, чтобы больше узнать об истории города. Помочь в этом могут потомки бывших местных жителей. А для того нужно показать им эту информацию.

Еврейские кладбища – это места с особенной атмосферой. Они могут стать уникальными туристическими объектами. После Холокоста и бесчисленных миграций порой только эти святые места могут указать на то, что здесь жили евреи.

Историк заострила внимание на том, что всё это интересно в плане как истории, так и истории искусства. По текстам, содержащимся на надгробиях, можно видеть, как менялся идеологический (философский) подход, а по изображениям — как влияла мода и развитие технологий. Это всё важно, потому что является частью истории города и жителей, которые этот город строили.

— В Поставах, например, проживало более 50% евреев, — продолжала Ида Шендерович. — В городском пространстве от еврейского наследия осталось совсем немного. Возможно, какие-то из домов принадлежали евреям, но пока об этом не знают даже в музеях, т.к. информация  ещё не изучена. У вас сохранилось старое здание синагоги, но на нём нет никакого обозначения, что это именно здание синагоги. Единственное, что здесь обозначено как еврейское, это кладбище, которое огородили в прошлом году при поддержке европейского фонда охраны еврейских кладбищ. Сохранилось оно неплохо.

В послевоенные годы еврейское население исчезало из мест привычной дислокации. Выжившие евреи старались их покинуть. Кладбища оставались без присмотра. Ида Михайловна демонстрировала фотофакты о том, что после военных разрушений надгробия использовали как строительный материал, а где-то их просто разрушали в целях освобождения территории под градостроительную площадку. Также историк отметила тот факт, что местные жители с уважением и почтением относятся к истории еврейского народа. Об этом свидетельствуют восстановленные и ухоженные еврейские кладбища в Дуниловичах, Камаях, Дятлово, Яновичах и в других местах.

— В планах у нас — расширение музейной экспозиции, а именно раздела «История Поставщины», — подводя итог встречи, говорила директор музея Валентина Друсь. — Поскольку наша местность многонациональна и многоконфессиональна, у себя в музее мы отражаем национальные меньшинства Поставщины. В прошлом году экспозицию дополнили материалами про татар, в 2022-2023 планируем расширить её информацией о евреях Поставщины. Поэтому будем признательны жителям района, которые смогут помочь нам: предоставят информацию по данной теме либо какие-то предметы.

Кристина Рубель



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.