Специалисты ОДРОЦ «Ветразь» рассказали, как решить проблему с задержкой развития речи у ребенка

Главное Здравоохранение

Проблему важно заметить вовремя

В этом уверены специалисты ОДРОЦ «Ветразь», которые уже не первый год сталкиваются и работают с задержкой развития речи у детей. Как влияет речевой дефект на общее развитие ребёнка? На какие особенности в первый год его жизни важно обратить внимание? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент «ПК» узнала, посетив реабилитационный центр.

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребёнок был здоров, развивался в соответствии с возрастом, получал достойное образование и мог найти себя в жизни. Одни знают возрастные нормы и старательно выполняют требования для полноценного развития своего чада, своевременно консультируются у специалистов. Другие же, не видя поводов для волнения, уверены, что их ребёнок догонит ровесников самостоятельно.

— И, как правило, глубоко ошибаются, — комментирует ситуацию педагог-психолог Марина Ильина. — Сегодня впору бить тревогу, поскольку обращений с проблемой задержки развития речи всё больше и больше. И это касается не только детей с патологическими отклонениями — нарушения всё чаще обнаруживаются у совершенно здоровых.

С чем это связано

Комфортные бытовые условия и развитие высоких технологий неизбежно меняют стиль жизни современных детей. Одна из главных причин задержки речевого развития, по мнению специалистов центра, — низкий уровень моторной активности детей. Способствует этому как недостаток, так и переизбыток родительского внимания.

— Мы часто сталкиваемся с мнениями многих мам: «Ребёнок смотрит развивающие мультики, играет в гаджете в развивающие игры», — поддерживает коллегу Снежана Януш. — Это говорится скорее для самоуспокоения. Ведь как только малыш начинает сидеть, ему в руки суют разные гаджеты.  Позже взрослые искренне удивляются, откуда они знают, какие кнопки нажимать.

Казалось бы, ребёнок слышит довольно-таки богатую речь с экранов — громкую, выразительную, яркую. Что же мешает ей овладеть? По мнению специалистов, такая речь не оказывает на ребёнка должного воздействия и воспринимается им как своеобразный фон. Важно помнить, что образец для подражания — речь взрослых. Поэтому при общении с малышом важно не сюсюкаться, а говорить правильно и членораздельно. Также немаловажно стимулировать ребёнка на обратную реакцию во время «беседы».


Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно и своевременно.

В. А. Сухомлинский


— Родители признают, что зачастую в силу своей занятости (а где-то банальной лени) им некогда разговаривать с ребёнком, — продолжала Марина Ильина. — Поэтому большую часть времени, которая должна быть отведена для активного развития, дети проводят с гаджетами. Призываю взрослых не забывать и об альтернативе современным технологиям — совместных играх  и общении. Что касается родителей с гиперопекой, так те, наоборот, стараются предугадать все желания малыша: вовремя поднести, подать — «абы не плакал». Таким образом, любая инициатива подрастающего малыша проявить себя самостоятельно пресекается на корню. Поэтому именно родителям важно организовать оптимально двигательный режим ребёнка.

На что следует обратить внимание

Специалисты уверяют: развитие ребёнка начинается с первых моментов его жизни и продолжается на протяжении многих лет. В этот период как никогда важно не допустить или вовремя скорректировать отклонения в развитии органов и систем.

—  К одному-полутора годам у деток, как правило, формируются базовые навыки: комплекс оживления — ориентировочно к 3 месяцам ребёнок начинает улыбаться, реагирует на приход взрослых; познавательный интерес — внимательно рассматривает всё вокруг, тянется к подвешенной игрушке; зрительный контакт — «ловит» глазками, старается самостоятельно сфокусировать взгляд на чём-то для него интересном; и указательный жест — он формируется ближе к году, — рассказывала  Марина Ильина. — Развитие каждого ребёнка индивидуально, поэтому совершенно естественно, что у кого-то не всё идёт так, как этого хотелось бы. К сожалению, зачастую приходится констатировать и запущенность в речевом развитии из-за несвоевременного обнаружения каких-либо отклонений в развитии малыша. Поэтому настоятельно рекомендуем в возрасте одного-двух лет показать его специалистам: педиатру, дефектологу, психологу, логопеду. Можно обратиться в коррекционный центр по месту жительства или в наш центр.

Почему и чем важна консультация специалиста

— В первую очередь потому, что она объективна. Если окажется, что у ребёнка есть проблемы с речью, то своевременная консультация поможет не допустить ещё большего отставания в этом направлении. Очень важно не упустить благоприятный период формирования нужных навыков, — продолжала психолог. —  Многие родители, начитавшись в интернете различной информации, готовы самостоятельно выставлять диагнозы либо, наоборот,  важные аспекты развития малыша не брать во внимание. Это ошибочно. Всё, что написано в интернете, имеет свойство гибкости. Иногда, утешая себя, что «ещё не время», родители как раз-таки его упускают. Поэтому ещё раз повторюсь: год-два —  оптимальное время для консультации со специалистами.

Большим плюсом психолог отметила посещение специалистов обоими родителями.  А если молодой семье приходится проживать совместно с бабушкой, то и ей. Практика показывает, что именно на консультации поколения  начинают слушать и слышать друг друга. Ведь важно не только приводить ребёнка на занятия, но и заниматься с ним дома. Это ускорит положительный результат.

Как организована работа по запуску речи в «Ветразе»

Ведущий вид деятельности раннего возраста — игра. Именно через неё ребёнок учится познавать мир. Поэтому в основе занятий центра заложен такой метод как игротерапия. Практически все занятия проводятся в игровой форме: дети даже не замечают, как на них оказывают положительное влияние, а из-за развлекательного момента у них сохраняется интерес к происходящему.

Коррекционная программа по запуску речи в «Ветразе» основана на сочетании классических методик и новых научных достижений. Некоторые из них уникальны для нашей страны. Например, кабинет мультисенсорной терапии — это пространство с множеством стимуляторов органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата. Интерактивный пол превращается в большую мотивационную зону, где различные эффекты стимулируют двигательную и познавательную активность ребёнка. Средством релаксации и одновременно источником положительных эмоций служит водно-пузырьковая колонна. Она же является эффективным инструментом слуховой стимуляции, развивает тактильные ощущения и зрительное восприятие. Ещё один метод коррекции речевых нарушений — томатис-терапия («электронное ухо»). Во время занятий дети в специализированных наушниках прослушивают музыку, где каждый звук обработан по специальным физическим параметрам. Акустически изменённые тональность, тембр и интенсивность звука формируют «эффект удивления мозга», что стимулирует его активность. Этот метод модифицирует звуки так, что они становятся целебными. Уже через 12-14 сеансов дети демонстрируют положительную динамику. Мощным преимуществом данного метода является аудиотест, который позволяет проверить достигнутый результат, а также подобрать оптимальную программу и настройки для прослушивания.



Рекомендации родителям

Практика показывает, что на консультации дети в незнакомой обстановке могут вести себя по-разному: закрываться, прятаться. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют вести дома дневник наблюдений и снимать видео моментов развития ребёнка. Ещё немаловажно, чтобы у ребёнка были игрушки в соответствии с его возрастом, а также дидактические и развивающие игры. Родители в свою очередь должны формировать чёткое понимание у малыша: с чем играть, а с чем — заниматься.



Подготовила Кристина Рубель



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.