Павел МУРАВЕЙКО: «В новой Военной доктрине сохранен оборонительный характер»

Важное Приграничье

Первый заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Павел МУРАВЕЙКО:

«В новой Военной доктрине сохранен оборонительный характер»

В ходе последнего заседания Совета Безопасности Республики Беларусь Главой государства и членами Совета Безопасности наряду с изменениями и дополнениями, внесенными в обновленную Концепцию национальной безопасности, были рассмотрены положения новой редакции Военной доктрины. В ходе обсуждения был отмечен четко выраженный национальный характер документа, в котором акценты сделаны на наши национальные ценности: мир, стабильность, безопасность.

В настоящее время Военная доктрина проходит «общественную экспертизу». Мы ни от кого ничего не скрываем. Документ носит публичный, открытый характер, соответствует современным реалиям и имеет существенный задел на перспективу. В нем просто и понятно называются своими именами процессы, происходящие вокруг нашей страны.

На что следует обратить особое внимание?

Прежде всего на то, что созданию новой редакции Военной доктрины предшествовала серьезная исследовательская работа. Внимательно изучались изменения в расстановке политических сил вокруг Беларуси, резкое обострение противоречий между странами Запада и нашим государством как союзником России, возникшие в связи с этим новые риски, вызовы и угрозы для военной безопасности страны. Также исследовались трансформация взглядов и отработка новых подходов по обеспечению вооруженной защиты страны, функционированию системы государственного управления и экономики в условиях военного конфликта.

Безусловно, при разработке Военной доктрины учтены накопленный с 2020 года опыт противодействия «гибридным атакам», выработанный инструментарий применения военной силы в различных условиях для сохранения внутренней стабильности и снижения уровня военной угрозы. В документ интегрированы изменения Конституции Республики Беларусь в части создания нового государственного органа — Всебелорусского народного собрания, уполномоченного формировать и реализовывать военную политику белорусского государства. Нашли отражение в Военной доктрине и положения документов доктринально-стратегического характера (новой редакции Концепции национальной безо­пасности, Военной доктрины и Концепции информационной безопасности Союзного государства и другие).

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений военной политики государства, актуальные положения остались неизменными, сохранен ее оборонительный характер.

Вместе с тем, в отличие от действующей редакции, документ стал носить более адресный характер. В частности, при оценке тенденций развития военно-политической обстановки четко названы источники угроз для Республики Беларусь, раскрыты подходы субъектов международных отношений к применению военной силы, спрогнозированы возможные последствия их развития для нашей страны.

Еще одна важная методологическая новелла — проведена четкая градация выявленных военных опасностей на риски, вызовы и угрозы, что позволит в дальнейшем выбирать адекватный уровню опасности набор мер по ее локализации и нейтрализации. В проект доктрины также заложены новые подходы к классификации военных конфликтов, а именно войн, что позволит предусмотреть как ведение войны своими силами, так и в коалиции с союзными нам государствами.

В документе скорректированы подходы к реализации военной политики. Наиболее широким понятием является «обеспечение военной безопасности», которое в военное время трансформируется в оборону государства. При этом ее основу составляет «вооруженная защита», наряду с которой реализуется широкий спектр мер невоенного характера, направленный на локализацию и завершение военных конфликтов на удовлетворяющих Беларусь условиях. Обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на нашей территории тактического ядерного оружия. При этом доктрина не содержит инструкцию, как его применять, а подчеркивает, что это важнейший элемент системы стратегического сдерживания.

Раскрыты в документе и вопросы, связанные с применением военной силы в рамках исполнения союзнических обязательств, участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

В новой Военной доктрине четко обозначено, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все, начиная от Президента Республики Беларусь и заканчивая каждым гражданином страны. Наряду с функциями вооруженной защиты, которую осуществляет силовой блок, определены место и роль других государственных органов. Здесь и дипломатические усилия, и меры в экономической, информационной и иных сферах. К слову, военное строительство рассматривается в документе не только как строительство военной организации государства (ее структурных элементов), но и как подготовка территории, экономики, населения, включая патриотическое воспитание граждан.

В вопросах развития оборонного сектора экономики акцент смещен на его эффективное функционирование как высокотехнологичного, многопрофильного сектора, способного удовлетворить потребности военной организации государства в современных образцах вооружения, военной и специальной техники, других материальных средствах. Изменена и структура Военной доктрины, подверглись переработке используемые в ней термины и определения.

Но самое главное, что мы четко и публично обозначили, что Беларусь — миролюбивая страна. Мы никому не угрожаем. Ни к одному народу, несмотря на действия их политического руководства, не относимся как к врагу. Но любые попытки вмешательства в наши внутренние дела, а тем более угрозу применения военной силы или агрессию будем пресекать с использованием всего потенциала государства.



Tagged

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.